В первый раз, когда я увидел этот самолет, пробраться внутрь у меня не получилось, поэтому я не упускал возможности снова попасть на аэродром. В сентябре 2023 года я осуществил свои планы.
Борт Ил-14, с регистрационным номером СССР-06150, находится на учебном аэродроме Самарского государственного университета с момента, когда в 1988 году его списали с летной работы в Министерстве авиационной промышленности СССР и передали в Куйбышев в качестве учебного пособия. Пора пройти внутрь самолета, попадаем мы туда через основную дверь в хвостовой части, по правому борту фюзеляжа. В тамбуре у входа судя по всему лежит один из цилиндров двигателя, на стене расположена панель включения освещения, за левой дверью туалет, правая дверь ведет в задний багажник, откуда можно заглянуть в хвостовой отсек.
На левом борту тамбура расположена панель с сигнализацией вызова бортпроводника.
Оригинальный плакат с планом компоновки самолета.
Пройдем в салон, кресел в нем нет, обшивка салона практически вся цела, за исключением люков аварийного выхода.
Тканевые занавески от времени практически полностью разрушились.
Под иллюминаторами размещены пепельницы и кнопки вызова бортпроводника.
В передней части салона расположена перегородка с дверью, за которыми находится передний багажник и кабина пилотов.
Над дверью панель с высотомером, в центре я так думаю располагались часы.
На фото ниже багажный отсек,
далее тех.отсек с приборным оборудованием,
дальше расположена кабина пилотов.
У входа в кабину по левому борту расположено рабочее место штурмана, над которым виден ящик с формулярами
у иллюминатора расположен аэронавигационный бортовой визир штурмана АБ-52.
Справа рабочее место бортрадиста,
внизу под иллюминатором панель АЗС.
Кабина пилотов, как меня заверили машина в работоспособном состоянии, правда во время крайней гонки двигателей один из них вышел из строя, но над этой проблемой работают. На панели отсутствуют отдельные приборы, АЧСов конечно нет ни одних.
Рабочее место командира воздушного судна.
Пьедестал с РУДами, триммерами и прочими органами оправления.
Рабочее место второго пилота.
В завершении рассказа несколько слов об истории этого борта. Машина Ил-14М построена на Ташкентском заводе №84 в 1957 году. Основное отличие модификации Ил-14М - это увеличенная на один метр в длину передняя часть фюзеляжа. Благодаря чему число перевозимых пассажиров выросло с 24-х до 38-ми.
Первоначально борт числился в ВВС и говорят был бортом министра обороны СССР Гречко. Затем его передали в ГВФ, где он трудился до 1982 года, когда был передан в МАП СССР, в качестве летающей лаборатории по калибровке навигационных средств.
Хочу выразить благодарность администрации аэродрома за радушную встречу и старания в сложном деле сохранения авиационной техники.