Серия «Майский архыз 2024»

Майские сборы в Архызе - это страшно

Альпинистам с опытом четвёрок! Я знаю, что для вас всё нижеописанное выглядит как рассказ покорителя единичек из известной песни "Это же горы". Прошу по этому поводу не глумиться )

Майские сборы в Архызе - это страшно Альпинизм, Архыз, Страшно, Горы, Кавказ, Майские праздники, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Штурмовой лагерь после непогоды

Я человек отчаянный, методическим преподаванием горных дисциплин не избалованный. У меня никогда не было постоянного тренера, который бы планомерно преподавал дисциплины и давал безопасно попробовать новое. Меня обычно швыряет в незнакомые коллективы, которые мне не доверяют и пытаются всё сделать за меня (вдруг эта девочка с безумными глазами напортачит, а нам потом расхлёбывать). Приходится свой кусок опыта зубами выгрызать у группы. А когда предлагают сделать что-то самой - это настоящий праздник и тут надо брать лезть без всяких "страшно". Нет у меня времени на такие эмоции, второй раз никто не предложит

И вот, такой праздник наступил на первой в моей жизни тройке. Мне предложили лидировать. За прошедшие 4 дня непогоды все склоны засыпало снегом по колено, мы 4 часа его тропили на подходе. А это нифига не просто. Подошли под начало маршрута, я посмотрела вверх - мамочки! Кулуар, засыпанный снегом по самое не хочу. Стены во льду. Наверху кулуара скальная стенка с небольшим нависанием. Мне резко расхотелось лидировать, но что делать - опыт жеж. Надо. Надела кошки, привязалась верёвкой. И полезла.

Вот так я выглядела

Первые 20 м просто гребла в снегу по пояс, а потом была та самая скальная стенка. И начался грёбаный драйтуллинг. Скалы ледяные, ног не чувствую. И справа пыталась влезть, и слева - никак. Надо что-то делать. Забила три крюка, как следует, от души. Сделала станцию. Подтянула инструктора, чтобы она мне показывала, куда ногу поставить. Инструктор подошла и... Один крюк на глазах вывалился из стены 🙈

Есть такая нетолерантная альпинистская песня со словами: "Крюк, что забит твоей рукою, я доставал без молотка". Там ещё есть про "А ну пошла отсюда, баба, покуда кровь не пролилась". Мем смешной, ситуация страшная. Я думала, на этом моё лидирование на сегодня будет с позором окончено. Щёки по цвету сравнялись с каской.

Но инструктору следует отдать должное - крюк вернула на место, мне ни слова не сказала. Посоветовала, как пролезть стенку и дала морального пинка. Пролезла. На зубах, но справилась

Адреналин, адреналинчик...
По сравнению с этим ключом, дальше особо ничего интересного не было. Ну гребень, ну обрывы с двух сторон. Подумаешь.

Под жандармом нас обогнала группа ставропольцев, которые подошли по нашей, с такими усилиями сделанной, утренней тропе. Впереди по описанию предстояло 200м тропёжки до вершины, поэтому мы пропустили их вперёд, а сами сели на полочке пить чай. Удивлённые возгласы их лидера: "Да тут же снега по яйца!" были встречены нашим дружным ехидным хихиканьем.

Но, так или иначе, на вершине ставропольцы были первые и первые же начали с неё спускаться, создав небольшую пробку. Час мы сидели на вершине и мёрзли, пока они там чего-то колупались

Когда мы выпускались на маршрут, ОБ поставил нам контрольный срок возвращения - 21:00. И заметил, что "было бы странно вернуться в 9 вечера, если вы выходите в 2 утра". Мы вернулись в 20:30! 💪 Устали как черти. Подозревали, что что-то сделали не так, но не понимали, что именно

Майские сборы в Архызе - это мокро

...о чём меня недвусмысленно предупреждали словами: "Бери зонтик и резиновые сапоги".
- В горы - зонтик? О_о
- Да. В горы - зонтик. А лучше два

Первая часть рассказа про сборы
Послушала умных людей - и не пожалела. В непромокаемых высоких сапогах, да с зонтиком, 4 дня сидения в базовом лагере под снегодождём прошли гораздо приятнее, чем без.

Несколько амбициозных отделений в первые дни непогоды ломанулись всё-таки на вершины. Одни заблудились и 3 часа искали, где спускаться. Вторые пропустили несколько сеансов радиосвязи. А у альпинистов правило: пропускаешь два сеанса - к тебе навстречу выходит спасательный отряд из самых рослых и дюжих ребят. Если нужно тебя спасать - они спасают. Если оказывается, что ты просто ЗАБЫЛ про связь - дают пизды со всей душой. Наш спасотряд уже собрал вещи и собирался выдвигаться в ночь под ливнем искать пропавшую группу. Но в последний момент, к всеобщему облегчению, они вышли на связь. Пизды им всё равно дали, но без особого энтузиазма и уже в лагере

А потом МЧС вообще закрыли район на два дня. Прислали нам фото палатки из верхнего лагеря, заметённой снегом до середины. И мы поняли, что наверх вернёмся не скоро

Если кому интересно - радиопереговоры альпинистов с базовым лагерем выглядят как-то так. В палатке сидит бессменный ответственный за безопасность сборов

В общем, картина такая: горы в тумане, вокруг грязь, слякоть и моральное разложение. Я вспомнила, за что не люблю альпинизм. Все вокруг пьют, курят кальяны и ходят по кафешкам. А я не пью, от кальяна плохо, как завхоз не имею морального права есть в кафе. Да и денег нет особо. Грусть-тоска.

Скрашивали время только лекции и зачёты от наших инструкторов и организаторов. За 4 дня мы прошли обучение: оказанию первой помощи, переноске пострадавшего подручными средствами, правилам горных восхождений. Сдали по всему этому зачёты (да, у альпинистов есть система зачётов, и даже своя зачётная книжка). Причём к зачётам наши инструктора подошли со всей душой: вместо грустных экзаменационных билетов давали ситуационные задачи. Кейс-стади, если по-умному. А по подручке устроили целое театрализованное представление, которое я благополучно отсняла и смонтировала целый фильм

А через 4 дня в прогнозе появились долгожданные погодные окна и мы попёрлись обратно наверх откапывать палатки...

Майские сборы в Архызе - это несерьёзно

...считала я. Вот Центральный Кавказ, на котором пасусь последние пару лет - это даа, это гоооры! Безенги - это вершииины. На худой конец, Эльбрус. Немного осточертел, но хотя бы пятитысячник. А тут этот Архыз. Еле-еле 3000м по верхушкам набирает
Зажралась, в общем.
Но что поделать - 2 разряд сам себя не сделает, а родной клуб полным составом едет на майские в Архыз. Тем более, что мне пообещали супер-отделение с пупер-инструктором. Якобы, таким составом "лосей" мы 2 разряд за одни сборы закроем (ага, щаз. Но об этом в другой раз)

Майские сборы в Архызе - это несерьёзно Альпинизм, Архыз, Кавказ, Сборы, Спорт, Горы, Вершина, Длиннопост

Штурмовой лагерь в нижнем цирке

Что меня порадовало - это атмосфера в штурмовом лагере в балке Орлёнок. Больше 30 палаток! Толпа народу. Краснодар, Ставрополь, Ростов, Воронеж, Липецк, Москва... Все живут тамбур к тамбуру. Горланят, правда, всю ночь, но я сплю хорошо и крепко. Ощущения, как на музыкальном фестивале в фан-городке (я не была, но предполагаю, что там нечто похожее).

Куча незнакомых тебе людей, но у всех одни увлечения и с каждым можно легко и непринуждённо завести интересный разговор. Обсудить преимущества пуха перед синтетикой, посплетничать о многострадальном скальном классе и узнать, что там по ключу на воон том маршруте (а маршрут прямо перед вами показывают, в режиме он-лайн). Лепота! Век бы тут жила, если бы не подорвали в 2 часа ночи на маршрут выходить

Рассвет на подъёме

Второе, что понравилось - затропленные подъёмы. Снег местами по колено, но по чужой тропе на Орлёнок забежали легко и сухими. Как на 10 этаж подняться. А дальше всё по полочкам, по полочкам - и вот мы уже на Центральной вершине в 9 утра
- Это что, ВОТ ЭТО - маршрут 2А категории сложности? Серьёзно?
* Безенгийские флэшбеки, как мы там целый день на 1Б лезли

Инструктор на вершине

Гора Токмак. Красивое.

В общем, первое восхождение прошло легко. Мега легко. Слишком легко, решили горные духи. И кааак зарядили проливными дождями! Бежали мы вниз, в базовый лагерь, только пятки сверкали. Думали, на денёк спустимся, переждём непогоду. Оставили наверху палатки и еду. Конечно, мы вернулись потом, но деньком дело не ограничилось, и следующие восхождения уже не были такой лёгкой прогулкой... Но об этом во второй части рассказа )