Серия «Бизнес процессы на производстве»

Продолжение поста «Бизнес процессы»

В общем, посидел я девушку послушал два дня.

Много рассказал. но общая суть в следующем.

Бизнес -повторяющиеся процессы. эти процессы делишь на этапы.

у каждого этапа ставишь статус. принял, делаю сделал. назначается ответственный за выполнение.

Для каждого этапа пишешь подробную инструкция как делать. лучше в виде комиксов.

И желательно иметь возможность как то оценивать, насколько хорошо этот этап был выполнен. Например сметчик посчитал проект, и после его реализации компания потеряла 2 млн.

Или сметчик посчитал проект, но считал 7 дней. Из за этого накопилось много расчетов, а наиболее горящие проекты, клиенты купили в другом месте.

после оценки этапа, нужно подумать, как сделать, чтобы в следующий раз это не повторилось.

Каждая ошибка, это или неправильный алгоритм или исполнитель шел не по алгоритму.

в идеале, при каждом цикле повторяющиеся этапы должны делаться лучше, чем в циклах до этого. То есть количество должно перерасти в качество.

простые и правильные мысли. Но я в свое время до них не додумался. Да и это очень нудный и сложный путь.

Многие пытаются пойти по более простому пути. Нанять опытного мотивированного сотрудника за небольшие деньги, которые сделает все сам. А когда такие люди не нашлись, нанимается опытный HR специалист, который должен найти таких людей.

А когда люди, которых такой HR нанял, делают не совсем то, что нужно, нанимается бизнес тренер, коуч или еще кто нибудь, который начинает их учить светлому и хорошему.

Но я немного отвлекся.

Первым делом нужно было решать вопрос с отделом продаж.

Было два пути - 1 нанять на рынке опытного специалиста со своей базой 2 разработать систему, и засунуть в нее случайного человека. Раньше я бы пошел по первому пути. .

В этом раз, было решено пойти по второму пути.

Продажи в компании было решено осуществлять только через прямые продажи.

Продажи были разбиты на 4 этапа.

1 Подготовка базы для обзвона. подготовка файла и обработка данных после обзвона. (навсегда удалить из базы, /сейчас ничего не надо позвонить через месяц, / есть потребность, нужно общение менеджера)

2 Этап Прозвон по клиентам. Нашли девушку на удаленке. скидываем ей файл. 5 рублей звонок. Она до сих пор с нами.

3 Этап. менеджер начинает работать с теми, у кого есть потребность. созвон, сбор информации по проекту, общение. отправка нашего КП, получение запроса для расчета, отправка на расчет сметчикам.

4 Этап. Получение расчета от сметчиков, выставление наценок. Отправка КП, переговоры и снижение цены.

Все эти процессы зашили в 1с.

и после это был нанят первый менеджер по продажам девушка с авито, до этого продавала бутилированную воду. Тоже на удаленке. ( Оказалась очень крутым менеджером)

Раз в неделю мы с ней в зуме общались дописывали скрипты. Меняли критерии -какие клиенты нормальные, а с какими лучше время не терять.

Или какие наценки нужно выставлять в зависимости от их оборота клиента, вида деятельности и процента налогов, которые они платят. Статистика иногда дает очень интересные результаты.

Конечно, первый год было сложно работать. Компании совсем молодая, производство гараж-гаражом. .

Одним из важных бизнес процессов в компании, расчет запроса, для выставления цены.

Материалы, работа, расходы на компанию + анализ клиента, (какую наценку ему поставить)

Расчет материалов по проекту делают сметчики. в те времена мы нашли инженеров на аутсорсе, которые по вечерам на удаленке считали наши проекты. я подготовил инструкции и основные правила расчета. инженеры с ними ознакомились, и начали работать.

(в 2020 году на удаленке было реально найти сотрудника за очень небольшие деньги. Но не только я оказался такой умный. Москва и Питер стала активно "пылесосить" сотрудников в регионах примерно в это же время. Сейчас ЗП ИТР в регионах сильно выросла. Например в 2020 году оклад инженера из Чебоксар был 30 тысяч. в 2022 г на той же должности уже 80 тысяч. в 2023 году он похвастался, что его оклад стал 100 тысяч) я представляю лица директоров в регионах, когда их сотрудники стали активно сваливать на удаленку в московские компании.

Утром менеджер заходил в систему, вытаскивал проекты, которые сметчики рассчитали ночью и начинал их продавать.

Продавать кстати, это не значит пытаться клиенту что то волшебное сказать. Типа набери ЛПР, скажи волшебную фразу и продашь свою фигню на 30% ырнка. . В нашем сегменте, на рынке в2в продажа это нудная и тоже алгоритмичная работа.

Отправить КП. позвонить и убедиться, что КП увидели и прочитали. Позвонить спросить устраивают ли условия. Согласиться, что цена реально дорогая, сейчас сделаем скидку. Отправить со скидкой. Опять дорого. сейчас исправим. Цена хорошая. сроки большие. нужно пересчитать на другом оборудовании. Пересчитали. Отлично. давайте возвращаться к первому варианту. Решили купить у других. Хорошо. обращайтесь в следующий раз. -тоже разбили все на эа этапы и зашили в 1с.

Примерно из 10 проектов если нормально и нудно работать 2-3 проекта купят.

тем временем в цеху провели светильники. сколотили полки. купили еще 3 шуруповерта.

через месяц после открытия наняли на постоянку первого монтажника. за 2020 год, с сентября по конец декабря оборот компании составил 11 млн.

Продолжение поста «Бизнес процессы» Малый бизнес, Производство, Бизнес, Ответ на пост, Длиннопост
Продолжение поста «Бизнес процессы» Малый бизнес, Производство, Бизнес, Ответ на пост, Длиннопост
Продолжение поста «Бизнес процессы» Малый бизнес, Производство, Бизнес, Ответ на пост, Длиннопост
Продолжение поста «Бизнес процессы» Малый бизнес, Производство, Бизнес, Ответ на пост, Длиннопост
Показать полностью 4

Где теряются деньги компании

В старом анекдоте, мужик ищет кошелек, не там где он его потерял, а там где фонарь светит.

В большинстве случаев, потеря на производстве ищут там где проще. В стоимости рабочих.

Типа материалы. Х. стоимость работы У.

Чтобы снизить стоимость изделия, нужно задушить стоимость работы и купить дешевле материалы.

Вот и вводят бесконечные KPI над рабочими. во сколько пришел. во сколько ущел. сколько раз покурил. куча "хероев" бегает с секундомером, за сколько времени рабочий деталь сделает.

Там где результат виден в первую очередь, там и бегают. До бесконечности оптимизируют.

В этих же компаниях тратятся колоссальное денег на управленческие процессы. Доля затрат на управленческих персонал и рабочий в компании (затраты на белые воротники и синие обычно 3к1 5к1, в лучшем случае) И самое смешное. над производительностью труда белых воротничков в компании обычно никто не работает. А ведь именно там, основные расходы компании.

Ну одна из самых главных статей затрат среди белых воротничков, это совещания. Собраться в компанию 5-10 человек и 2 часа о чем то говорить. Представьте, что на производстве 10 рабочих сели, и стали обсуждать, как им работать дальше. А зарплаты белых воротничков будут побольше, чем у рабочих. Менеджер среднего звена. ЗП примерно 100-150 тысяч в месяц. Это примерно 600 рублей в час. два часа совещание. 2 часа подготовиться. попить кофе после совещания. 5 человек * 5 часов *600 * налоги *2 от суммы. Итого 30 тысяч за совещания. сколько совещаний в месяц в средней производственной компании?

Дальше. согласования. Это нужно согласовать с руководителем. Все бегают и подписывают одни и те же бумажки. каждый день. Нафига. Неужели нельзя один раз договориться. вот в такой ситуации делаем вот так, в другой ситуации вот так. и все. и не нужно бегать и согласовывать. Почему всегда, есть кто то сверху ,который обладает сокровенным знаниям как нужно действовать. А он не знает и тоже наверх побежит. А проекты стоят, строека не идет. Да и вообще задница.

В большинстве компаний, все управленческие бизнес процессы сверх неэффективны. Нужно что то купить для компании. 10 человек будут решать и выбирать какой лазерный станок купить. в проект нужно срочно купить продукцию. только через тендер. главное чтобы закупщики откат не получили. А то что сроки будут по проекту просраны. и клиента потеряешь и на штрафные санкции попадаешь. Плевать.

естественно сказка о потерянном времени. В результате всего этого непроизводительного труда белых воротничков, компания могла бы сделать 2-3 проекта за период. или вести одновременно 2-3 проекта. заработать кратно больше. Но гораздо проще, экономить деньги, там где видно. или на своих синих воротничках, или вообще до бесконечности плющить своих поставщиков или аутсорсеров.

Зачем я это пишу. Да фиг знает. Погода на улице хреновая.

Показать полностью

Еще немного о наших бизнес процессах

Для того, чтобы наше производство работала, мы создали очень жесткую алгоритмизацию работы. и приучили всю команду к этому. Не все получается, конечно. в большинстве случаев реально прикольно работает, но иногда думаешь, что за монстр получился. Особенно, когда нужно что то сделать не так. Например.

У нас есть сборка со стилизатором внутри. номер ХХХ1 . Стабилизатор заказная продукция, срок поставки два месяца. Через 1,5 месяца клиент заказал еще почти такой же шкаф, с таким же стабилизатором. номер сборки ХХХ2

Шкаф ХХХ2 ему нужен срочно. поэтому просит взять стабилизатор из первой сборки и поставить во вторую. Более горящую. Вроде все просто.

Первый шкаф со стабилизатором внутри почти собран.

Но монтажник не может начать делать второй заказ так как сборка по системе не скомплектована и система ругается, когда он пытается ее взять.

Если не отметиться в системе, часы за работу над этой сборкой монтажнику не будут засчитаны. Ну и сломается большое количество других процессов.

Попытались в системе удалить стабилизатор из второй сборке. Чтобы сборка была "укомплектована", и ее можно начинать собирать. Удалить стабилизатор из спецификации в системе не получается, система ругается и говорит, что стабилизатор заказан.

Нужно делать корректировку сборки. Корректировка сборки может делать только отделом закупки. Отдел закупок долго от нас не понимает, что мы от него хотим. Объяснили. Сделали корректировку. Распечатали документы на сборку. Монтажник начал сборку

Через 5 пришло оповещение. В спеке стабилизатора нет, в схеме есть. В этих случаях монтажник обязан в чат боте, нажать команду несоответствие спеки. Что он и сделал.

В конструкторский отдел ушло сообщение о проблеме. Приходит начальник конструкторского отдела, уточнить в чем проблема по его заказу. Объяснили. Ушел.

В этом момент первую сборку переместили в зону неготовой продукции (так как там нет стабилизатора).При переходе товара, в неготовую продукцию, там фиксируют проблему. некомплектность сборки.

В отдел закупок ушло сообщение о проблеме в сборке ХХХ1 нет стабилизатора. комплектовал заказ на сборку ХХХ1, другой закупщик. Звонит. спрашивает ХХХ1 сборке у него высветилась некомплектность. Он проверил. Он все привез. Объяснили проблему. Собрали вторую сборку, передали в ОТК.

ОТК сравнивает спеку и схему, выявляет несоответствие, Не принимает шкаф. Объяснили, изменили вручную спеку. Проверили шкаф. Упаковали. Отгрузили.

Скоро приедет второй стабилизатор. Кладовщик посмотрит, что по документам он к нему придет для сборки, которая уже была отгружена.

Начнет звонить закупщику. К этому времени закупщик скорее всего уже забудет эту историю. Начнет разбирательство.

Показать полностью

Бизнес процессы

5 лет назад, бизнес которым я занимался благополучно сдох. Вроде только все хорошо. Через пару месяцев все бултыхаются в ледяной воде. самые благородные уже из холодной глубины смотрят вверх. Причин на самом деле было много. Но это я уже потом понял. Пока ты плывешь на лайнере, тебе кажется все хорошо. Но заклепки в корпусе уже бракованные, рулевой уже путает лево и право и айсберг уже плавает навстречу.

Почти год после этого я морально приходил в себя, пытался понять, кто я есть в этом мире и т.д. вообще разорение или банкротство это сильное психологическое потрясение. Достаточно сложно психологически это пройти. Очень много негативных моментов в результате этого процесса вылезет.

Самые близкие люди, с которыми ты работал и всячески их поощрял, в последний момент добьют тебя, вытащат из твоей компании оставшиеся сладкие куски, постараются на обломках старого погибшего организма набрать максимальное количество питательных веществ. Максимально потопить тебя.

кредиты, долги перед поставщиками, обязанности перед клиентами. Все это валится и сбивает с ног. Иногда в этот момент и семья может взбунтоваться и свалит в туман.

Но для этого кризисы и нужны, чтобы ты остановился и немного подумал о жизни. реальность говорит тебе, что твои представления о жизни не совпадают с жизнью. И нужно в твоих взглядах на жизнь, что то менять. То есть, если твой машину сбил поезд, то нужно поменять свой взгляд где и как можно останавливать машину.

Но 2020 году. решил я попробовать все заново. Выбор на самом деле небольшой. Семью кормить нужно. Семья привыкла к определенному уровню достатка. На работу в 40 лет, бывшего предпринимателя, без четкой профессии никто не берет. Да и по профессии я учитель информатики, которые Дмитрий Медведева послушался в свое время. в общем, как бы не хотелось нужно начинать заново.

Особая благодарность, всем друзьям и семье. Все искреннее высказались, нафига ты туда лезешь. тебе одного раза мало. Сиди и высовывайся. Все искренне за меня переживали и дружно предупреждали.

Но я решил все таки попробовать еще раз. Заниматься производством электрощитового оборудования. Про данный бизнес я знал почти все. понимал клиентов, конкурентов, себестоимость, основные правила игры на этом рынке и т.д. В кармане есть 200 тысяч рублей. в принципе хватит. Аренда гаража, открытие ООО, базовый набор инструментов.

Не умел я одно. я не умел управлять бизнесом. Это я как раз понял в течении этого года.

конечно первым делом полез в интернет. Почти все все знают, говорят убедительно. Но слишком много информации. хз, кто прав а кто нет. Тем более. есть смысл слушать только тех, кто благодаря своим знаниям реально добился успехов. А у нас же большая часть инфоцыган и инфоблогеров. Нет, я к ним нормально отношусь. Но брать в проводники по тайге учителя географии я наверно не буду.

Конечно, стал обращаться к другим предпринимателям. послушал. Тоже ничего хорошего. Типовые ошибки выжившего. Типа много бегал и прыгал поэтому у меня получилось. Остальные тоже много бегали и прыгали. На могилках их компаний по ночам койоты воют

Среди моих знакомых была девушка. работала она в Вологде в какой то компании, занималась оптимизацией работы компании. Причем достаточно логично и успешно этот процесс осуществляла. Созвонился. попросил помощи. типа расскажи, как ты видишь процесс управления и т.д. долго слушал. В принципе, почему нет. лучше чем танцы с бубном по хитрой мотивации сотрудников и прочим современным течениям.

Ок. было принято решение строить компанию на основе классических бизнес процессов. взял товар. положил на полку. отнес бумажку. взял следующий товар.

Вопросы начинаются, когда. полки закончились. бумажки нет. товар бракованный, не тот товар. товар не помещается на полку, кладовщик забухал, товара нет, а бумажка есть.

Но в целом, идея понятна, стали разбираться

вот такую площадку мы арендовали в сентябре 2020 года

Бизнес процессы Малый бизнес, Производство, Бизнес, Длиннопост
Бизнес процессы Малый бизнес, Производство, Бизнес, Длиннопост
Показать полностью 2

Что, Где, Когда? на производстве

Продолжение нашей эпопеи по оптимизации нашего производства.

Первый пост тут

Чем больше я сидел на производстве и наблюдал, что у нас происходит, тем грустнее мне становилось. Потому что, вместо того, чтобы ритмично работать и зарабатывать мне деньги, производство играет в увлекательную игру- ЧТО, ГДЕ, КОГДА

Представитель отдела продаж звонит на производство и спрашивает КОГДА будет готов его шкаф

Кладовщик спрашивает КОГДА приедут остатки комплектующих по сборке

Монтажник спрашивает, ЧТО конкретно нарисовано на схеме.

Упаковщик спрашивает, ГДЕ сборка номер №, машина уже приехала.

Комплектовщик спрашивает, ЧТО и ОТКУДА приехала эта какая то фигня.

И так происходит целый день. При этом они все бегают, отвечают друг другу на эти вопросы, задают кучу других вопросов в другие отделы и героические выпускают продукцию. И вечером гордо идут домой.

Как прекратить эту игру я не знал. Сначала решил почитать умные книги. Тойота 5S и Голдрат. На системе 5S я уснули через 10 минут. Голдрат, в принципе зашел, но тоже только пол книги прочитал. Все таки до Лукьяненко ему далеко.

было принято решение идти своим путем. Построить свою систему производства и назвать эту систему "Молчаливое производство". Потому что молчание золото.)))

Наш путь питерских сборщиков -

Путь постоянного усовершенствования, где каждый вопрос это проблема в передаче информации и нужно оптимизировать процессы передачи информации.

Собрал мини совещание, рассказал свою идею. Типа человечество уже 1000 лет использует письменность, а Вы до сих пор как древние люди передаете информацию устно. Только общаетесь по телефону. Типа давайте вернемся к достижениям Кирилла и Мефодия и будем куда нибудь все записывать.

У технического состава меня переболтать никогда не получалось, они гривами покивали, и сказали, мы на все согласны. В общем, первую задачу лидера, убедить команду я осуществил.

Дальше начали с самого сложного. Создать систему на производстве, которая бы отвечала на вопрос. Где что лежит. Вообще все.

Первым делом стали на производстве подписывать все места хранения.

Например. есть стеллаж у зоны разгрузки. Там лежит всякий непонятный хлам, который туда складывает кладовщик, если не понимает для чего и откуда ему пришла продукция. Так и назвали этот стеллаж - ХЗ. И написали в бизнес инструкции для кладовщика, в случае если груз приехал без документов или по системе не понятно нафига это к нам приехало, складываем на стеллаж ХЗ.

была у нас полочка, куда складывали бракованную продукцию. отлично назвали это место зоной хранения брака. И написали инструкцию. при выявлении при монтаже неисправленного оборудования перенести несправное оборудование в зону хранения брака.

Так у нас появились зона хранения личного инструмента, инструментов общего пользования, зона хранения недоделанных сборок, зона возвратов, рабочая зона и т.д. Под каждую зону мы стали писать инструкции в каких случаях туда нужно что то положить и когда оттуда, что то можно забирать.

Так у нас на складе стала формироваться система передвижения товарных потоков.

Конечно, основной вопрос был как бы всю эту информацию быстро и легко заносить в корпоративную систему. То есть способ, который не замедлит процесс сборки и работы производства. Но простого ответа на этот вопрос пока не было.

При упорядочивании процесса- где и что лежит, стали покупать большое количество пластиковых лотков, складывать туда оборудование и подписывать их.

А потом в 1с стали вносить информацию, номер стеллажа, номер полки где храниться продукция. Ну и конечно, все это стали записывать. Письменность все таки великая штука.

И самое главное, стали следить, чтобы эти инструкции выполнялись. Я кстати, после этого стал понимать, почему в армии траву красят. Если в инструкции написано, что трава зеленая, или инструкцию переписывай или траву перекрашивай. в больших структурах проще перекрасить траву, чем переписать утвердить и ознакомить с новой инструкцией.

И потом, в печатные формы, для кладовщика и монтажников мы стали выводить информацию о местах хранения продукции. И количество вопросов ГДЕ лежит, у нас кратно сократилось.

Процесс был небыстрый, но за месяц с небольшим мы с этим справились.

Кстати, как мне потом объяснил 1с ник, мы у себя внедрили систему адресного хранения на складе. О чем мы горда написали на своем сайте.

Это было конечно здорово, но поток вопросов на производстве был еще огромен, поэтому игра продолжалась))).

Кстати, зачем я это пишу. Вдруг кому пригодится.))

Показать полностью 3

Как я начал оптимизировать производство

У производственной компании есть две основные проблемы

или мало заказов и производство простаивает или заказов много и производство не успевает.

Я в своей компании всегда занимался продажами и маркетингом. Ну нравится мне выстраивать схемы и процессы. И в принципе, нормально у меня это получается, потому что у нас в основном одна проблема.

производство все время не справляется. все время мы не укладываемся в сроки которые обещали ну и т.д.

Скажу честно я сознательно все время перегружаю производство. потому что до тех пор пока не станет больно, никто не хочет меняться. А тут хочешь не хочешь, а учись работать быстрее. Такая идеология роста.))

в общем, в сентябре 2022 году, (нашей компании уже было 1,5 года), и производство составляло 250 метров кв. и 12-15 монтажников.

Как всегда у нас был перегруз, руководитель производства ходил бледный и затравленный. Производственный стресс или любой другой стресс, если он ежедневный и ты не знаешь как от него избавиться, вызывает депрессию и жесткое выгорание.

В общем я понимал, что скоро я своего РП потеряю и он уволится. а впереди конец года, заказов будет еще больше и нужно его как то привести в чувство. То есть отправить в отпуск. Пока не поздно

Но вместо него ставить некого. Опытных монтажников нельзя ставить потому, что и так собирать некому. Посидели подумали и решил я сам влезть своими кривыми лампами тонкую производственную сферу.

Я прекрасно понимаю, как это выглядит со стороны, приходит некто из офиса, начинает давать много умных советов, не понимая тонкостей всех бизнес процессов. В итоге, ему долго объясняют почему так делать не нужно, пытаясь наладить в одном месте, ломается в другом.

А бизнес процессов производства я не знал. Обычно раз в две недели я приезжал туда, смотрел на их работу, говорил "Молодцом" и сваливал обратно в офис.

Поэтому у меня был план, в течении трех недель помогать разгребать операционную деятельность, а потом обратно уползти в офис.

В общем, РП в отпуск на Кубу, а я вышел вместо него на производство.

А делаем мы электрические шкафчики. можно сказать конструктор Лего для взрослых. берешь автоматы и соединяешь их проводками или шинам. Процесс достаточно простой, если знать как это делать.

Смотрю, наши монтажники все время бегают к инженерам и задают им много разных вопросов.

Например, каким сечением шины соединять оборудование внутри этого шкафа. или отверстие какого диаметра нужно пробивать внутри шины.

Я от производства далек. но как жадная скотина понимаю, что каждую минуту, когда монтажник не прикручивает одну деталь к другой, я теряю деньги.

Пришел к инженерам. спрашиваю. а что происходит. почему у нас монтажники все время приходят и что то у Вас спрашивают.

На что, я получил гениальный ответ. Мы набрали много новеньких, они еще не до конца знают технологический процесс, поэтому много вопросов. И в конце последовал мой любимый ответ.

"Монтажник должен знать."

В общем к концу рабочего дня, после моего много часового ворчания было выработано новое правило.

На самом деле ворчал я громко и долго. Никто не хочет меняться. Первым делом инженеры сказали, если они будут в КД все супер подробно расписывать и разрисовывать, то они не справятся с объемом. и производство вообще встанет. А уже заставить какого то сотрудника помочь в разработке стандартов своей работы и потом заставить им следовать, это вообще фантастическая задача.

Но все таки в целом мы решили попробовать измениться

Или в конструкторской документации должно быть расписаны ответы на вопросы от монтажников, или на стене должна быть инструкция или справочник, отвечающая на его вопрос. Например, какое сечение у провода должно быть для соединения того или иного автомата.

А чтобы этот вопрос не замылился, на следующий день сел в кабинете у конструкторов и записывал вопросы, с какими вопросами приходили монтажники. и после каждого вопроса мы с инженерами или меняли стандарт конструкторской документации или придумывали новую картинку в цех. Буквально за неделю мы выработали новый конструкторский стандарт, расклеили куча картинок на стенах.

По итогам, обработка каждого чертежа у конструктора по времени выросла на 30%, а объем выпускаемой документации за день вырос в два раза. Потому что, инженеров стали меньше отвлекать вопросами, и они стали намного больше успевать делать.

А выработка производства увеличилась на 30%.

Что мне больше всего понравилось. При минимальных усилиях и затратах получается наглядный результат.

А когда мы делаем какое то действие, и сразу видим результат своего труда, мозг очень радуется выполненной задаче и человек получает кучу дофамина. (Одна из причин, почему мы любим играть в компьютерные игрушки).

В общем тема оптимизации производства мне необыкновенно зашла, дофамина я получил много, и решил дальше двигаться по этому пути.

С этого момент прошло 1,5 года. мы достигли очень крутых результатов и стали одними из лучших в стране)) Но об этом дальше. Фото какие мы тогда была найду в архиве и прикручу в следующем посте.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!