Серия «Техногенные катастрофы»

Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #127. Курганское общежитие

Автор: Дима Шуман.

Ну чо, котаны, техногенка? (с)

Сегодня мы поговорим об обрушении здания общежития в городе Курган.

История эта идеально вписывается в «сырную теорию» уважаемого Ли. Начинаем считать дырки.

Типовое пятиэтажное кирпичное здание семейного общежития было построено в 1973 году в посёлке Энергетиков города Кургана, на левом берегу реки Тобол. Здание строилось на просадочных грунтах 1го типа, которые обязательно необходимо трамбовать во избежание протечек и размывания. Однако на трамбовку был положен жилистый трудовой… болт. Раз.

Техногенные катастрофы #127. Курганское общежитие Cat_cat, История (наука), Текст, Катастрофа, Техногенная катастрофа, СССР, Обрушение, Курган, Длиннопост

В процессе рытья котлована кто-то читал чертеж жопой и один край отрыли глубже чем следовало. Не беда - перекоп завалили щебнем и скопившим на стройплощадке мусором, создав под плитами фундамента эдакий резервуар, где накапливалась сочащаяся через неутрамбованный грунт вода. Два.

В сущности, уже этих пунктов было достаточно, чтобы техническая инспекция остановила стройку, а всех причастных привлекли как минимум к дисциплинарной ответственности, но… Это капиталист идет на преступления ради 300% прибыли. А в стране победившего социализма достаточно пары бутылок «арагви» или просто красивых циферок к годовщине чего-нибудь.

Продолжим. В идущей по берегу и вдоль дома теплотрассе применялась сталь неподходящий марки, из-за чего в трубах быстро развилась коррозия и стали образовываться трещины и свищи. Через них кипяток из теплотрассы просачивался под фундамент, скапливался в упомянутом выше резервуаре и постепенно размывал грунт под домом. Три.

Практически сразу после заселения в общежитие от жильцов посыпались жалобы на тянущие из подвала испарения, постоянную влажность, плесень. Жалобы писали из районной поликлиники, где отмечали повышенный уровень заболеваемости среди жильцов. Жалобы писали с производств, где задолбались постоянно отправлять людей на больничный. В ответ приезжали коммунальщики, осматривали подвал и теплотрассу, разводили руками и уезжали. Ответственность заявить очевидное - что дом нужно расселять и сносить, а теплотрассу перестраивать - никто на себя брать не собирался. Жалобы рассмотрели? Рассмотрели. На объект выехали? Выехали. Отчет написали? Написали. Всё в порядке, все при деле. Продолжалась эта сказочка про белого бычка без малого 10 (десять!) лет.

11 января 1983 года теплотрассу прорвало, на этот раз капитально. Позже выяснится, что через образовавшийся из-за коррозии свищ каждый час вырывалось 7 кубометров воды (1 кубометр это примерно 5 полных ванн). На Курганской ТЭЦ резкое падение давления в теплотрассе зарегистрировали . Но дело было вечером, на устранение аварии ехать было некому, и оператор просто увеличил давление в трубе. Это и стало тем мешком с кирпичами, который сломал хребет многострадального «верблюда». Четыре.

Техногенные катастрофы #127. Курганское общежитие Cat_cat, История (наука), Текст, Катастрофа, Техногенная катастрофа, СССР, Обрушение, Курган, Длиннопост

В ночь на 12 января хлещущий из теплотрассы кипяток окончательно размыл грунт и 10 лет копившаяся под фундаментом каверна прорвалась. Фундамент сложился внутрь, обрушив два правых подъезда здания со всеми жильцами. Следом разломилась и теплотрасса. Образовавшийся котлован моментально заполнил хлещущий из магистралей кипяток, добив выживших среди обломков, если такие еще оставались. Проснувшиеся жильцы левой части дома в панике выбегали из своих комнат в коридор, которого уже не было и в темноте срывались вниз, на торчащую арматуру и обломки бетона. Официально погибшими признали 15 человек. С учетом, что обрушение произошло ночью, когда все жильцы должны были спать дома - цифра кажется очень заниженной. Другие источники называют до 50 человек.

В лучших советских традициях дело постарались замять, газеты хранили гробовое молчание. Оно и понятно, катастрофы, аварии, маньяки и теракты могут быть только на загнивающем Западе, а в стране советов случаются только рекордные надои, перевыполнение плана, а также в области балета... Ну вы поняли. Межведомственное расследование показало. что виноваты все - а значит никто. Непонятно, был ли в итоге суд, хотя кое-где упоминается, что всё же посадили стрелочника в лице начальника ЖКО.

Техногенные катастрофы #127. Курганское общежитие Cat_cat, История (наука), Текст, Катастрофа, Техногенная катастрофа, СССР, Обрушение, Курган, Длиннопост

Не менее показательна и судьба уцелевшей половины дома. Ее немного подлатали, обвязали стяжками и - оставили в жилом фонде. Условия проживания там, как нетрудно догадаться, стали еще хуже, но советских чиновников это ничуть не смущало. Впрочем, ничего не изменилось и после триумфа демократии и рыночной экономики. Несмотря на многочисленные жалобы, суды и даже митинги дом не признан аварийным до сих пор. Что поделать, режимы меняются, люди - нет.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_625377
Пост с навигацией по Коту
Подпишись, чтобы не пропустить новые посты!

Показать полностью 3
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #126. Американский таран

Автор: Даниил Ли.

Ну че, котаны, техногенка?

Нарыл ну очень эпичный случай, и просто не могу не поделиться. Он не особо известен, и совершенно зря: там экшона больше, чем в среднестатистическом боевике. Фейетвилл, Северная Каролина, 1994.

Техногенные катастрофы #126. Американский таран Cat_cat, История (наука), Текст, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Авиакатастрофа, США, 90-е, Мат, Длиннопост

Фейетвилл – такой типичный американский мухосранск, зато рядом располагается Форт-Брэгг (недавно, на волне толерантности и борьбы с пережитками гнусного рабовладельческого прошлого, переименованный в Форт-Либерти), являющийся крупной военной базой. В свою очередь, в Форт-Брэгг расположена авиабаза Поуп, а на авиабазе Поуп двадцать третьего марта проходили учения. На земле десантура подгоняла снарягу, готовясь к погрузке в стоящие на перроне «Старлифтеры» с «Геркулесами», а в безоблачных небесах кружили «Геркулес», «Фэлкон» и «Бородавочник».

Идиллию прервал пилот F-16, лихо врубившийся в хвост заходящему на посадку «Геркулесу» в 14:10. Экипаж последнего, охуев от произошедшего, прервал посадку, уводя тяжелый транспортник в сторону от забитого техникой и людьми аэродрома. «Фэлкон» же, разваливаясь в воздухе, рухнул на перрон – благо пилоты успели катапультироваться – проскользил на пузе между двумя «Геркулесами», чудом их не зацепив, и врезался в правое крыло «Старлифтера», ожидавшего погрузки десанта. Последняя счастливая случайность этого дня: экипаж транспортника не пострадал. Где-то на этом моменте экшн закончился и начался пиздец.

Техногенные катастрофы #126. Американский таран Cat_cat, История (наука), Текст, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Авиакатастрофа, США, 90-е, Мат, Длиннопост

Отрисовал схему по снимку местности. В жёлтой рамке - десантники, красным - разлёт обломков, самолётик - Старлифтер, оранжевая стрелка - F-16. Прочая техника не показана

Обломки горящего F-16, вперемешку с боеприпасами и полыхающим топливом из «Старлифтера», накрыли территорию, где тренировались и готовились к вылету порядка пяти сотен десантников, устроив там локальный филиал преисподней. К тому времени, когда побитый «Фэлконом» «Геркулес» благополучно приземлился, базу было не узнать. Кругом умирающие, погибшие и обожженные, полыхают «Старлифтер» и ангары, полоса завалена обломками F-16, медики, пожарные – а ведь с момента столкновения прошло меньше десяти минут…

Техногенные катастрофы #126. Американский таран Cat_cat, История (наука), Текст, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Авиакатастрофа, США, 90-е, Мат, Длиннопост

Иронично, что при столкновении в воздухе двух самолётов не погиб никто, из находившихся на обоих бортах – невиданный случай! Смерть сполна отыгралась, собрав свою дань на земле: 24 трупа, сотня раненых – потери, которых 82-ая воздушно-десантная дивизия не знала со времен ВМВ!

Техногенные катастрофы #126. Американский таран Cat_cat, История (наука), Текст, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Авиакатастрофа, США, 90-е, Мат, Длиннопост

По итогам расследования виновными объявили диспетчеров, допустивших столкновение в воздухе, и – на полшишечки – пилотов F-16. Такие дела…

Техногенные катастрофы #126. Американский таран Cat_cat, История (наука), Текст, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Авиакатастрофа, США, 90-е, Мат, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_623651
Пост с навигацией по Коту
Подпишись, чтобы не пропустить новые посты!

Показать полностью 5
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #125. Мост Сонсу

Автор: Даниил Ли.

Ну чё, котаны, техногенка?

«I felt exactly how you would feel if you were getting ready to launch and knew you were sitting on top of two million parts — all built by the lowest bidder on a government contract.»
(Я чувствовал себя точно так же, как вы чувствовали бы себя, если бы готовились к запуску и знали, что у вас есть 2 миллиона деталей, и все они изготовлены по самой низкой цене по государственному контракту.)
Приписывается Джону Гленну, но это не точно.

Чем сильнее зарываюсь в тему, тем больше ощущаю, что корейские стройки у меня скоро станут таким же личным мемом, как филиппинские паромы. Про обрушение Сампуна я уже писал, теперь пришел черед и моста Сонсу.

Начнем издалека. На дворе семидесятые, эпоха крупных инфраструктурных проектов для Южной Кореи. Массовое строительство с опорой на свои силы, куча госзаказов для строительных компаний, экономическое чудо, коррупция, откаты – всё, как мы любим. На излёте той эпохи строился и наш сегодняшний герой – мост через реку Ханган, соединяющий два района Сеула: Каннам (да, тот самый «гангам стайл» как раз про этот район) и Сондон. Между двумя немалыми столичными районами подразумевался и соответствующий транспортный поток, так что мост строился сразу четырехполосным, материал – сталь и бетон. Контракт достался фирме Dong Ah Construction по причине, вынесенной в эпиграф: они предложили самую низкую цену. Реально низкую. Вдвое ниже расчётной стоимости моста.

Строительство велось с семьдесят седьмого по семьдесят девятый; сданный в эксплуатацию мост оказался ещё более востребованным, чем предполагалось: город развивался, транспортный поток рос день ото дня. Пятнадцать лет его эксплуатировали в хвост и в гриву, не особо заморачиваясь с проверками и экспертизами; появившуюся накануне обрушения трещину просто прикрыли заплаткой, ибо не надо бухтеть и дестабилизировать ситуацию, ну, вы понЕли, кароч…

Утречком 21 октября девяносто четвёртого, пятидесятиметровый северный пролет моста просто взял и с грохотом уебался в реку. Вероломно, без объявления войны. Вместе с ним с двадцатиметровой высоты отшагнули четыре легковушки, автобус и полицейский фургон. В автобусе погибли почти все пассажиры (29 из 30), а вот копы оказались молодцы (что не удивительно, учитывая, что это была делегация образцовых полицейских, ехавших на празднование Дня Полиции), не растерялись, выбрались сами и принялись спасать других пострадавших – в отличие от оказавшихся не на высоте городских служб, отреагировавших на катастрофу с запозданием. Всего при обрушении погибло 32 и было ранено 17 человек, большинство из которых – пассажиры злополучного автобуса (он не просто упал с мостом, а перевернулся при падении, приземлившись на крышу, отсюда и такая высокая смертность).

Техногенные катастрофы #125. Мост Сонсу Cat_cat, История (наука), Текст, Корея, Южная Корея, Мост, Обрушение, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Опубликованные через девять месяцев данные расследования наглядно подтвердили правдивость поговорки «как заплачено – так и захуячено»: поскольку при строительстве моста ключевыми параметрами были «дешево» и «быстро», параметр «качественно» исключался по определению. Плохо было сделано вообще всё: от деталей на заводе до сварки на месте. Маленький штришок: работник, нанятый следить за качеством изделий на заводе, был к херам уволен за то, что… вы не поверите, что позволял себе этот ублюдок – он реально, сука, пытался следить за качеством и выбраковывать некондицию! А вот после его увольнения всё, наконец, пошло на лад и мост был достроен в срок. И похуй, что детали кое-как присраны друг к другу и почти нигде(!) толком не проварены; во всяком случае, ни одна комиссия не доебалась при приемке и всё прекрасно подписали. В общем, неловко вышло…

Вообще, девяностые для Кореи были ваистену эрой техногенок – как раз начали рассыпаться косо слепленные ублюдки эпохи строительного бума семидесятых. Уже на следующий год рассыпется Сампун, став крупнейшим обрушением в истории страны, и о коррупции и попиле госзаказов заговорят из каждого утюга. Возможно, именно этим объясняется уникально высокое число фигурантов уголовного дела по факту обрушения моста Сонсу: 17 человек в итоге были признаны виновными, получив кто штрафы, кто тюремные сроки.

Кроме того, череда катастроф 90-х годов привела к пересмотру и ужесточению корейского законодательства в области строительства и эксплуатации. Что же до коррупции… что ж, просто считайте её национальной южнокорейской достопримечательностью. До новых встреч!

Техногенные катастрофы #125. Мост Сонсу Cat_cat, История (наука), Текст, Корея, Южная Корея, Мост, Обрушение, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Пост с навигацией по Коту
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Показать полностью 2
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #124. Южноафриканская шахта Vaal Reefs

Автор: Даниил Ли.

Ну чё, котаны, техногенка?

Пополню коллекцию ваших фобий клаустрофобией. Место действия – Оркни, ЮАР.

Протоколы безопасности писаны кровью, что, впрочем, совершенно не мешает людям регулярно забивать на них хуй. Кто-то просто не в курсе, для чего нужны различные процедуры, кто-то экономит время (которое, как известно, деньги), кто-то считает себя самым умным, кто-то идёт на осознанный риск – но большинство просто плывёт по течению, стараясь не выделяться из толпы. При невысокой культуре производства это приводит к молчаливому игнорированию норм и правил безопасности просто в силу сложившихся традиций. Подобные системы являются одними из наиболее уязвимых, так как многоступенчатые механизмы защиты не работают одновременно на всех уровнях.

Перейдём от абстрактного теоретизирования к наглядной демонстрации действия кумулятивного эффекта на примере рудника Vaal Reefs. Итак, действие происходит в ЮАР девяносто пятого года: апартеид вроде как отменили, но лучше пока не стало. С одной стороны толпы малограмотных и нищих нигр из всяких бантустанов, которым страшно доверить что-то сложнее кувалды, с другой – белые бваны, которые к кувалдам относятся с куда большей заботой, чем к ниграм, которые ими работают. Кувалда стоит денях, а нигры, считай, бесплатные – бабы новых рожают быстрее, чем старые стачиваются.

Чтобы возвести проблему в квадрат возьмём горнодобывающую отрасль, где и в более просвещённых государствах порой творится Адъ и Израиль. Иными словами, нам надо перемножить собачью жизнь шахтера на собачью жизнь нигры в бантустане, а потом окинуть её презрительным взглядом белого офисного бваны на нормальной зарплате, который в шахту спускается в лучшем случае раз в год на полчаса в сопровождении кучи холуев – пофоткаться для отчётности. Таким образом, ситуация складывается идеальная: шахтерам не до безопасности, им план давать надо, руководству не до безопасности – ведь это не их безопасность. И пока шахта исправно дает N золота в неделю – различные мелкие инциденты не сильно влияют на квартальную отчетность. Понятно, что такая благодать не может длиться бесконечно, ведь рано или поздно количество мелких отказов, превысит некую критическую отметку и приведет к серьёзной катастрофе…

Днём десятого мая локомотивная бригада оставила неисправный (по факту, по бумагам всё было ок) электровоз №54B с прицепленным к нему пассажирским вагоном на путях недалеко от устья шахты, в которой располагался лифт, доставлявший рабочих в забой. Сменщик, пришедший вечером и обнаруживший технику в неположенном месте, начал подключать электропитание, с целью увести её туда, где ей следует находиться. Не фартануло. Сам ли он накосячил, или проблема была в электровозе, но, так или иначе, состав двинулся в сторону шахты. Ни одна из штатных систем безопасности, призванных аварийно остановить неисправный локомотив, не сработала, как не сработал и хилый барьер в конце пути, призванный не допустить падения подвижного состава в шахту. В 20:30 двенадцатитонный состав рухнул в ствол шахты (машинист успел выпрыгнуть) навстречу поднимающемуся двухярусному лифту, до отказа набитому возвращавшимися со смены горняками. В принципе, по расчётам трос лифта мог выдержать падение на него электровоза с высоты двух сотен метров, но вот крюк, на котором был подвешен лифт, не выдержал. Оборвавшаяся кабина пролетела почти полкилометра до дна шахты (не хочу даже представлять, что творилось в эти секунды там внутри), где её, наконец, догнали локомотив с вагоном, превратившие двухэтажный лифт в одноэтажный. Выживших не было. Большую часть из 104 погибших собирали буквально лопатами в течение нескольких следующих дней.

Такая мясорубка стала экстраординарным случаем даже по меркам горнодобывающей промышленности ЮАР и привела, в том числе, к принятию Mine Health and Safety Act. Проведенное расследование установило вину компании. Были выплачены компенсации семьям погибших, но я не встречал никаких упоминаний о том, чтобы кто-то из виновников понёс уголовную ответственность.

В качестве заключения хочу напомнить простую истину: ваша безопасность – дело, в первую очередь, ваших же рук. Работайте безопасно сами и ебите мозги тем коллегам, которые своими действиями создают угрозу жизни и здоровью окружающих – и вы никогда не попадёте ни в одну из моих паст. До новых встреч!

P.S. Не нашёл никаких однозначно атрибутируемых фото по этой катастрофе, прилагаемое подписано как Vaal Reefs Mine, но это не точно.

Техногенные катастрофы #124. Южноафриканская шахта Vaal Reefs Cat_cat, История (наука), Текст, ЮАР, Шахта, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_600572
Пост с навигацией по Коту

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Показать полностью 1
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #123. Сладкие реки Бостона 1919

Автор: Дима Шуман.

Ну чо, котаны, техногенка?

Думаю, всех в детстве хоть раз пугали, что от избытка сладкого попа слипнется. А вот для жителей города Бостона в 1919 году эта угроза превратилась в жуткую реальность.

Техногенные катастрофы #123. Сладкие реки Бостона 1919 Cat_cat, История (наука), Текст, США, Бостон, Техногенная катастрофа, Патока, Длиннопост

Итак, Бостон, США, 15 января 1919 года, район Норт-Энд, где располагался завод алкогольной продукции (в основном, вискаря не самого лучшего качества) компании Purity Distilling Company. Ввиду активно набиравшего обороты Сухого закона завод пахал в три смены, стараясь произвести и реализовать как можно больше продукции перед полным запретом на продажу алкоголя. Основой для производства служила меласса - ферментированная патока, которая накапливалась в огромном резервуаре объемом 8700 кубов. Для понимания - это почти 4 стандартных плавательных бассейна. В связи с авральными темпами производства, сладенькой жижи туда накачали сколько влезло и еще два ведра сверху. Ну вы уже поняли, к чему всё идет.

День выдался на удивление теплым и солнечным. Солнышку радовались не только горожане, но и почти 9 млн литров мелассы. Масса начала слегка бродить и увеличиваться в объеме. А резервуар был не первой молодости и вообще жизнь его к такому не готовила. Первым сигналом приближения упитанного пушного зверя стал звук, похожий на пулеметные очереди - это вылетали скрепляющие бак заклепки. В следующую секунду всё заглушил рёв вырвавшейся на свободу жидкости, моментально превратившей территорию завода в декорации к какому-нибудь средневековому апокалипсису. Волна черной карамелизированной массы высотой больше 2 метров как пушинку снесла заводской забор, своротила попавшийся на пути грузовой состав и со скоростью 60 км/ч покатилась по городским улицам, подминая людей, автомобили, конные экипажи и не самые прочные постройки.

Техногенные катастрофы #123. Сладкие реки Бостона 1919 Cat_cat, История (наука), Текст, США, Бостон, Техногенная катастрофа, Патока, Длиннопост

Погиб 21 человек, около 150 пострадали. «Сладкая смерть» на деле была совсем не сладкой - плотная вязкая масса обволакивала и перекручивала тела, многих погибших потом узнавали только по шрамам, родинкам и прочим косвенным признакам. Кое-кого из раненых пришлось буквально вырезать и вырубать топорам из сахарной массы. Застрявших в ней лошадей пристреливали. На месте катастрофы развернули полевой лагерь Красного Креста, в город ввели сводный отряд моряков с размещенных в порту кораблей ВМС США. На очистку района от липкой и быстро застывающей карамельной массы ушло несколько недель, а горожане еще долго страдали кашлем и приступами удушья от вездесущих испарений.

Техногенные катастрофы #123. Сладкие реки Бостона 1919 Cat_cat, История (наука), Текст, США, Бостон, Техногенная катастрофа, Патока, Длиннопост

На суде компания пыталась протолкнуть байку, что, мол, резервуар взорвали воинствующие "сухие" (сторонники Сухого закона), но озлобленность горожан была такой, что судья даже не рискнул всерьез рассматривать эту версию. Ему тут еще жить, вообще-то. Общая сумма компенсаций составила очень солидные по тем временам 600 тысяч долларов. Резервуар восстанавливать не стали, теперь там бейсбольное поле. И, по словам местным жителей, в жаркую погоду от старых зданий до сих пор исходит карамельный запах.

Техногенные катастрофы #123. Сладкие реки Бостона 1919 Cat_cat, История (наука), Текст, США, Бостон, Техногенная катастрофа, Патока, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_577809
Пост с навигацией по Коту
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Показать полностью 4
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе

Автор: Даниил Ли.

Ну чё, котаны, техногенка?

Соскучились по износу инфраструктуры? Их есть у меня! Сегодня в программе достаточно свежий случай, который может стать прямо платиновой классикой подобных дел: инженерные ошибки, экономия, распиздяйство и похуизм – всё, как мы любим. Не переключайтесь.

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе Cat_cat, История (наука), Текст, Италия, Генуя, Мост, Обрушение, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Если вы полагаете, что итальянцы плохи в войне, то вы глубоко заблуждаетесь – плохи они вообще во всём, что касается организации. Видимо слишком творческие и увлекающиеся натуры. Как гениальную оперу сочинить и исполнить, или какую-нибудь Джоконду нарисовать – тут они впереди планеты всей, а вот ходить строем и инструкции соблюдать они не приучены, вспомните ту же Коста Конкордию.

Риккардо Моранди в этом плане был истинным итальянцем. Всю жизнь он строил уникальные инновационные мосты. Красивые, необычные, высокотехнологичные. Практически Микеланджело от мира мостов. Правда, в отличие от Давида, которого достаточно раз в неделю протереть тряпочкой от пыли, с мостом после постройки хлопот возникает побольше. Встречайте, наконец, героя этой заметки: Ponte Morandi.

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе Cat_cat, История (наука), Текст, Италия, Генуя, Мост, Обрушение, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Вообще, как инженерная идея, он мне прям нравицца. Редкие, стройные пилоны, длинные пролёты, залитые в бетон ванты без возможности нормальной диагностики и обслуживания… Для шестьдесят седьмого года это прям хайтековый хайтек. Ежли б его воздвигли где-нибудь в Германии, он бы, может, и сейчас как новенький был. Ну или, на крайняк, снесли бы вовремя и всё бы обошлось благополучно. Но вот только построили его на родине архитектора, в Генуе. В подарок от благодарного уроженца, так сказать…

Подарочек оказался с подвохом.

Впоследствии и сам архитектор признавал: промашечка вышла. Ошибся немного в расчётах, увлекся, видимо. Мост оказался довольно капризен и дорог в обслуживании, так что первоначальное восхищение быстро переросло в ворчание и критику: слишком дорого, слишком сложно, слишком выёбисто, тем более для морского климата Генуи.

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе Cat_cat, История (наука), Текст, Италия, Генуя, Мост, Обрушение, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Впрочем, даже с итальянским обслуживанием мост простоял более полувека. Он бы и сейчас служил верой и правдой, если бы не экономия и оптимизация. Как говорил потом на суде глава компании, отвечавшей за обслуживание моста, «я ничего не сделал, и сожалею об этом». За почти десяток лет до обрушения выявилась куча проблем, по совокупности требовавших минимум капремонта (а как максимум сноса), однако обслуживавшая мост компания просто делала морду тяпкой, не предпринимая вообще ничего. На что они надеялись – ума не приложу, поскольку даже вменяемой экспертизы никто провести не потрудился. Мост просто стоял четверть века без какого-то вменяемого ухода, пока, наконец, не рухнул к херам утром 14 августа 2018 года.

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе Cat_cat, История (наука), Текст, Италия, Генуя, Мост, Обрушение, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Что послужило конкретным спусковым крючком трагедии – толком непонятно, да уже и не важно. День был дождливым и ветренным, и некоторые свидетели утверждают, что в мост перед обрушением ударила молния, однако это всё, в сущности, неважно. Настоящей причиной обрушения была проржавевшая до состояния полной непригодности арматура, а последней каплей могло стать что угодно. Один из пилонов рухнул практически мгновенно, прихватив за компанию примыкавшие к нему участки полотна со всем, что на нём в этот момент находилось. Всё это упало с почти пятидесятиметровой высоты, а сверху посыпались не успевшие затормозить машины (проливной дождь, скоростная магистраль, плохая видимость). Как по мне, сорок три погибших – это практически чудо, ведь падали даже не в воду, которая могла бы хоть как-то смягчить удар, а на землю и обломки бетона.

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе Cat_cat, История (наука), Текст, Италия, Генуя, Мост, Обрушение, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Как водится, поначалу все причастные мамой клялись, что за мостом ухаживали, как за родным сыном, однако следствие (а событие вышло ОЧЕНЬ резонансным) пришло к несколько иным выводам. На скамье подсудимых оказалось почти шестьдесят человек – невиданный случай в истории подобных катастроф. В основном среди них представители Autostrade per Italia и Spea engineering company – именно они отвечали за обслуживание моста (а вернее, за отсутствие этого обслуживания). Сами компании отделались компенсацией на 30 млн евро.

Спустя год после обрушения остатки моста взорвали, а в 2020 на его месте был торжественно открыт новый. Надеюсь, его ждёт более счастливая судьба…

Техногенные катастрофы #122. Обрушение моста в Генуе Cat_cat, История (наука), Текст, Италия, Генуя, Мост, Обрушение, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_571157
Пост с навигацией по Коту

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Показать полностью 6
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #121. Радиация в Род-Айленд

Автор: Даниил Ли.

Ну чё, котаны, техногенка?

Помните инцидент в Токаймуре в девяносто девятом? Всё как в известной народной примете:

Техногенные катастрофы #121. Радиация в Род-Айленд Cat_cat, История (наука), Текст, Радиация, США, Род-айленд, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Так вот, давеча с удивлением узнал, что подобный случай имел место ещё в шестьдесят четвёртом в Род-Айленде.

Итак, на закате эпохи атомпанка открылся завод компании Юнайтед Нюклеар Фьюэлз, перерабатывавший отходы производства ТВЭЛов. Вся технологическая цепочка нам сейчас неинтересна, важно, что на одном из этапов раствор уранилнитрата прогонялся через трихлорэтан для очистки от органики. Сам трихлорэтан подлежал периодической замене пару раз в год. По проекту.

Первый же месяц эксплуатации завода внес существенные коррективы в проектные расчёты. ТХЭ хватало на неделю, потом его приходилось менять. Таким образом, быстро начал образовываться запас неучтенного б/у трихлорэтана с примесью урана, с которым надо было что-то делать. Ребята покумекали и придумали, как извлекать из него остатки урана. ТХЭ сливали в одиннадцатилитровую бутыль, доливали туда раствор карбоната натрия и трясли вручную до завершения реакции. Слить, повторить. Задачу эту возложили на операторов.

Техногенные катастрофы #121. Радиация в Род-Айленд Cat_cat, История (наука), Текст, Радиация, США, Род-айленд, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Любой, кто вкорячивал в офисный кулер одиннадцатилитровку воды, в этом месте уже почуял подвох. Трясти изо дня в день эту дуру ручками – занятие, мягко говоря, на любителя, тем более что заранее к этому дерьму никто не готовился, технологию придумали буквально на коленке. Её даже никто не лицензировал, местные кулибины просто выкрутились, как смогли, из проблемной ситуации.

Терпелки у операторов хватило где-то на три месяца. ТХЭ прибывал быстрее, чем его успевали перерабатывать, гора бутылей росла и решение напрашивалось само собой. Даёшь механизацию! Тем более, что рядом стоит восьмидесятилитровая мешалка для приготовления этого самого раствора карбоната натрия. Мешать в ней, да и дело с концом, тем более что начальник смены дал добро.

Примерно неделю работа спорилась. Концентрация урана в растворе была смехотворной, так что даже в большой емкости он вёл себя смирно и в цепную реакцию не пытался.

Беда подкралась с неожиданной стороны: на заводе, в процессе очистки засорившегося выпарного аппарата, в трубопроводе обнаружили пробку из кристаллов нитрата урана. Пробку успешно растворили, раствор собрали в бутыли для ТХЭ, прилепили этикетки, мол, опасно, высокая концентрация, и поставили на склад. К ОСТАЛЬНЫМ БУТЫЛКАМ!!!

Техногенные катастрофы #121. Радиация в Род-Айленд Cat_cat, История (наука), Текст, Радиация, США, Род-айленд, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Полагаю, вы уже смекнули, что к чему. Уже на следующий день, 24 июля, оператор пошел промывать очередную партию ТХЭ. Что характерно, пошел добровольно, видимо, с мешалкой не наигрался. Не обращая внимания на этикетку, он взял бутыль с высококонцентрированным раствором урана, приволок её к мешалке, где уже мешался раствор карбоната натрия, и вылил внутрь содержимое. Его в аккурат хватило на запуск цепной реакции. Ёбнуло так, что где-то пятая часть раствора выплеснулась наружу, окатив излишне инициативного работника. Заверещала сигналка. Мужик, учуяв запах пиздеца, рванул на выход. Мешалка осталась жужжать, гоняя невыплеснувшийся раствор и мешая (пардон за каламбур) повторному запуску цепной реакции.

Через полтора часа пришли разбираться в произошедшем начальник производства и начальник смены. Остальной персонал к тому моменту давно и благополучно эвакуировался, так что оставалось выяснить и ликвидировать причину аварии. Они осмотрели место происшествия и выключили мешалку. Раствор, прежде размазанный центробежной силой по стенкам, наконец собрался на дне. Реакция запустилась вновь. На этот раз она протекала без особых спецэффектов, так что сливавшие раствор по бутылкам начсмены и начпроизводства даже не поняли, что нахватали в процессе изрядные (хотя и не летальные) дозы. А вот оператору не повезло: он умер менее, чем через двое суток после аварии. Такие дела.

Техногенные катастрофы #121. Радиация в Род-Айленд Cat_cat, История (наука), Текст, Радиация, США, Род-айленд, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_569619
Пост с навигацией по Коту

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Показать полностью 4
Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #120. Уран и упрощение переработки

Автор: Даниил Ли.

Я обычно не пишу про аварии, связанные с ядерной энергетикой, томушто на Коте есть автор, который шарит в теме куда лучше, но тут не мог удержаться. Итак, первый приз в номинации «безопасная технология» достаётся…

…нет, давайте даже так: я расскажу эту историю, а кто не слышал её раньше пусть попробует угадать страну и год. Погнали!

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был завод по переработке урана. Поскольку уран перерабатывать – это вам не дрова колоть, на заводе была Технология. Выглядела она примерно так: в специальную ёмкость заливалась азотная кислота и засыпался порошковый оксид урана (низкообогащенный), там перемешивался, после чего поступал в буферную ёмкость, а оттуда в специальный отстойник. «Сложнаааа» - подумали работяги, и модернизировали Технологию, руководствуясь принципами «быстрее, проще, дешевле».

Модернизированная Технология действительно была предельно бесхитростной: разбодяжил оксид урана с азоткой в стальном ведре(!) и вылил в отстойник. Это ж ядерная промышленность, что может пойти не так? Они бы и до сих пор, может, так уран вёдрами и носили, но тут вмешался случай – на завод пришла партия высокообогащенного урана. Так что в какой-то момент, выливая в отстойник очередное ведро, работяга увидел в отстойнике красивый синий свет – черенковское излучение.

Что же произошло? А произошло превышение критической массы и началась цепная ядерная реакция. Работяги хватанули по 10-17 зивертов и вскоре скончались. Реакция продолжалась часов двадцать, интенсивно облучая округу гамма- и нейтронным излучением, пока не сумели слить воду из отстойника. Всю округу пришлось эвакуировать на пару дней.

А теперь, котаны, назовите страну и год аварии.
.
.
Три…
.
.
Два…
.
.
Один!
.
.
Это был завод JCO в Японии, дата происшествия – 30 сентября 1999 года. До Фукусимы им оставалось каких-то двенадцать лет…

Техногенные катастрофы #120. Уран и упрощение переработки Cat_cat, История (наука), Текст, Уран, Радиация, Техногенная катастрофа

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_218315
Пост с навигацией по Коту

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!