Мой любимый Exotic
Выдающиеся состояния вещества
Твердое, жидкое и газообразное: Вы прекрасно знаете об этих состояниях, потому подробно останавливаться тут смысла нет. Нам бы что нибудь более экзотическое, например:
Самая большая часть барионного вещества вселенной
Плазма
Да-да, из плазмы состоят не только звезды, но и вещество между ними, поскольку плазма - это чаще всего ионизированный газ. Но в более широком смысле плазма может состоять из любых заряженных частиц (например, можно лазером выстрелить в каплю жидкого олова, передав огромное количество энергии и превратив каплю в облако плазмы. Это не фантазия, так делается для экстремальной ультрафиолетовой литографии и получения излучения с длинной в 13.5 нанометров ).
Поскольку заряженные частицы в плазме обладают подвижностью, то и она сама обладает способностью проводить электрический ток, чем мы с радостью пользуемся (люминесцентные и неоновые лампы, дуговая сварка, плазменные панели мониторов и телевизоров).
Кстати плазму вы можете получить легко дома, огонь спички или зажигалки - уже плазма, правда низкотемпературная, да и степень ионизированности ее будет крайне низка.
Но это мелочи, гораздо интереснее будет продолжать нагревать плазму.
_______________________
Самое высокотемпературное вещество, полученное экспериментально
Кварк-глюо́нная пла́зма
Вся проблема в температуре, для получения этого вида вещества нужно его умудрится нагреть до триллионов градусов, человечество к такому пришло только с постройкой мощных ускорителей частиц. И то, время существования такой экзотической формы материи исчисляется йоктосекундами (10^-24 с).
При таких неосознаваемо огромных температурах обычное адронное вещество существовать физически не может и разрушается в суп из кварков, антикварков и глюонов.
Согласно теории Большого Бум вся материя вселенной когда то была в виде такой плазмы, а потом расширялась, остывала и превращалась в обычный газ.
Возможно, для вас будет нелогично, но ученые кварк-глюонную плазму считают жидкостью, а не газом. Причем жидкостью почти идеальной (без вязкости) и непрозрачной. И даже не спрашивайте меня как они до этого дошли.
Поскольку с высокой температурой мы немножко разобрались, то что будет, если вместо температуры повышать давление?
_______________________
Самое плотное вещество.
Нейтронное состояние
В нейтронное состояние вещество переходит при сверхвысоком давлении, недоступном пока в лаборатории, но которое существует внутри нейтронных звезд. При переходе в нейтронное состояние, электроны вещества объединяются с протонами и превращаются в нейтроны. Для этого необходимо, чтобы силы гравитации сжали вещество настолько, чтобы преодолеть отталкивание электронов.
В результате в нейтронном состоянии вещество полностью состоит из нейтронов и имеет плотность порядка ядерной. Температура вещества при этом не должна быть очень высокой. Дальнейшему гравитационному сжатию нейтронной звезды препятствует давление ядерного вещества, возникающее за счёт взаимодействия нейтронов.
Интересно, что подобное состояние вещества сначала было рассчитано теоретически и только потом открыто “на практике”.
Кстати, согласно тем же расчетам, есть еще более странное вещество - кварковая материя, которая должна получаться при еще большем давлении на нейтронное состояние вещества. По названию понятно, что происходит низкотемпературное разрушение вещества на кварки, но практического подтверждения этому пока не найдено.
_______________________
Самое неопределившееся состояние
Аморфное вещество
Всем известно стекло и его характерный пример как аморфного вещества, еще вы, наверное, помните картинку стекла из старых замков, где оно внизу утолщается, вроде как подтекло вниз за столетия. На самом деле, разница в толщине объясняется технологическими процессами использовавшимися в средневековье. Вязкость обычного стекла при комнатной температуре имеет порядок ~10^18 Пуаз. Эксперименты показали, что за 6 лет оконное стекло деформируется только на 1 нанометр. Для изменения толщины стекла на 10% понадобилось бы более миллиона лет. Так что еще один школьный миф минус.
А что вы скажете, если я сообщу, что очень многие тела можно превратить в аморфные.
Для этого надо вещество, находящееся в жидкой фазе переохладить. То есть не меняя фазу (жидкость) преодолеть точку замерзания (кристаллизации) и опустится по температурной шкале пониже. Все дело в том, что при охлаждении вязкость жидкости увеличивается, то есть нам надо найти границу, при которой вязкость жидкости не даст атомам построить связанную и упорядоченную кристаллическую решетку.
Спросите зачем нам аморфные металлы или полупроводники? А они могут проявлять ранее несвойственные им свойства, которые обязательно найдут и новое применение.
Теперь вы чуть лучше понимаете связь вязкости, температуры и состояния вещества. Двигаемся дальше, туда где похолоднее.
_______________________
Самое текучее?
Фаза сверхтекучести
Согласно классическим представлениям физики, при понижении температуры все атомы должны прекращать колебания и превращаться в очень прочные кристаллические структуры.
Вот только реальность опровергает наши представления. Многие вещества с малой атомной массой не создают кристаллы, поскольку им мешают квантовые эффекты, заставляющие атомы продолжать колебаться даже в самом низком их энергетическом состоянии, и именно это не позволяет им образовать кристалл.
Ладно, как получаются жидкости около нуля Кельвинов мы разобрались. Но почему появляется сверхтекучесть?
Здесь будет чуть сложнее. Под сверхтекучестью подразумевается движение жидкости без трения. Когда жидкость течет, ее продвижению мешает взаимодействие атомов жидкости со стенками сосуда и между собой, поскольку при этом происходит рассеивание энергии движения атомов.
Но мы то умные и знаем, что атом не может передать/принять любое количество энергии. Эта величина строго дозирована и определяется энергетическими уровнями.
А наши атомы (при экстремальном охлаждении) находятся и так в своих низших энергетических состояниях и зачастую, при столкновении, никакой передачи (а следовательно и рассеивания) энергии не происходит.
Возникает явление сверхтекучести.
Постарался объяснить максимально просто избегая терминов “квантовая жидкость”, “бозоны”, “фермионы” и “спин”. Получится ли так дальше - не уверен, потому что чем ниже по шкале Кельвинов мы спускаемся, тем больше квантовой физики встречаем.
_______________________
Самое холодное вещество, полученное экспериментально
Конденсат Бозе-Эйнштейна
Твердые тела формируют кристаллы, жидкости сверхтекут, а что происходит с газами при критическом охлаждении? На этот вопрос попытался ответить Эйнштейн совместно с Бозе еще в 1925 году. Экспериментальное подтверждение этой теории мы увидели лишь спустя 70 лет, когда в лаборатории получили новое агрегатное состояние вещества, охлажденного до температур, близких к абсолютному нулю (меньше миллионной доли кельвина).
В таком сильно охлажденном состоянии достаточно большое число атомов оказывается в своих минимально возможных квантовых состояниях, и квантовые эффекты начинают проявляться на макроскопическом уровне.
Согласно теории Бозе-Эйнштейна бозоны, которыми являются, например, и отдельные элементарные частицы — фотоны, и целые атомы, могут находиться друг с другом в одинаковых квантовых состояниях (уплотнятся в одном и том же месте).
Ммм.. постараюсь объяснить. Если в обычных условиях газ старается заполнить весь объем сосуда равномерно, то добавив в этот сосуд конденсат Бозе-Эйнштейна (по объему равный уже присутствующему газу) из атомов того же газа мы увидим, что весь конденсат “сконденсируется” в одной точке сосуда, а не заполнит половину объема, как в классической механике. Все потому, что квантовая механика позволяет ”накладывать” бозоны друг на друга, если они находятся в одном энергетическом состоянии. А конденсат - это именно одно (низшее) энергетическое состояние.
Если все еще не понятно, то посмотрите на картинку эксперимента с конденсацией атомов рубидия. Чем выше на картинке пик, тем больше атомов в данной точке пространства находится.
В чем интерес всего этого? Мы в результате получаем плотный комок атомов, которые ведут себя одинаково (связанно?) и при этом проявляют квантовые эффекты. Ура! У физиков есть куча новой работы для изучения!
_______________________
Всем семи донатерам - сердечная благодарность, шоколадки были вкусные)
Всем подписчикам - извинения, постов, видимо, больше не будет.
Небольшая часть объяснения тут: #comment_270992998
Выдающиеся исторические корабли
Самый короткоживущий авианосец
Авианосец «Синано»
«Синано» был огромным авианосцем, переделанным из линейного корабля типа “Ямато”, несшим службу в ВМФ Великой Японской империи во время Второй мировой войны. Корабль был 266,1 метров в длину и имел водоизмещение 68 000 тонн. 19 ноября 1944 года на авианосце был поднят флаг ВМФ.
28 ноября авианосец вышел в открытое море, для совершения своего первого перехода. Капитан Абэ не опасался подводных лодок противника, поскольку надеялся на скорость хода судна и бронирование, доставшееся от линкора. Сопровождали его три эсминца.
В 22:45 сигнальщики «Синано» обнаружили неопознанный корабль справа по курсу авианосца. На перехват вышел эсминец «Исокадзэ». Но приказом командира Абэ он был возвращён в строй — видимо, командир «Синано» не хотел распылять силы для охоты на сравнительно не опасную одиночную лодку.
Всю ночь американская подлодка «Арчерфиш» гналась за идущим 20-узловой скоростью противолодочным зигзагом строем японских кораблей. При этом вскоре «Синано» был вынужден уменьшить скорость до 18 узлов из-за перегрева подшипника одного из гребных валов. Из-за этого скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись.
В 3:17 29 ноября SS-311 «Арчерфиш» произвела залп из носовых торпедных аппаратов. Всего было выпущено шесть торпед. Четыре из них попали в цель — все в центральную часть правого борта «Синано».
Эсминцы тут же совершили глубоководное бомбометание по подлодке, но ей удалось уйти.
Капитан Абэ, поначалу, оценил повреждения корабля как "несерьезные" и продолжил движение, но несработанная команда, отсутствие части откачивающих воду насосов, негерметичные переборки, все это привело к затоплению авианосца через 17 часов после выхода из порта.
Более тысячи человек спасли эсминцы сопровождения. Половина экипажа признана “пропавшими без вести”. Сам капитан Абэ отказался покинуть корабль.
_______________________________________________
Корейский шедевр кораблестроения
Кобуксон или корабль-черепаха
Длина кобуксона была всего около 30 при ширине в 10 метров. Этот средневековый броненосец мог ходить, как под парусами, так и с помощью весел. Палубу корабля закрывала деревянная, сделанная из толстых досок, крыша. При этом она имела округлую форму. Такая форма не только обеспечивала защиту команде, позволяя артиллеристам вести огонь при любом обстреле, но и существенно мешала противнику, решившемуся на абордаж.
Теперь о роли брони, закрывавшей корабль сверху. Средневековой Корее приходилось время от времени воевать с Японией. При этом, если первая массово использовала корабельную артиллерию, нанося повреждения кораблям противника с расстояния, то вторая стремилась пойти на абордаж. Тут-то и выявлялось главное качество броневой крыши. Перед боем экипаж кобуксона убирал мачту под эту броневую палубу. Затем, после обстрела, когда какой-нибудь корабль противника все-таки добирался до «черепахи», шел на абордаж, его встречал неприятный сюрприз. Вся эта деревянная крыша корабля оказывалась усеяна металлическими шипами, которые были замаскированы соломенными пучками.
Остается лишь добавить, что «броненосец» имел на борту более сорока пушек, так что встреча с ним не обещала противнику ничего хорошего.
Таким образом, особенностью тактики кобуксонов был прорыв в самый центр построения вражеских судов и расстрел их с близкой дистанции, не опасаясь потерь от стрелкового оружия и абордажных команд.
_______________________________________________
Первый из своего класса
Линейный корабль "Дредноут"
Спущенный на воду в 1906 году, британский линейный корабль HMS Dreadnought ("бесстрашный") стал нарицательным именем для всех последующих кораблей данного класса. Выдающиеся размеры, невиданная прежде скорость и огневая мощь - один дредноут был равен целому отряду эскадренных броненосцев! В конструкции дредноута был учтен весь опыт предыдущих морских сражений (в первую очередь - Русско-японской войны) и были внедрены последние достижения науки и промышленности того времени:
- 10 пушек ГК против 4 на броненосцах того времени! Но главное - резкое повышение точности стрельбы. Всплески от падений снарядов одного калибра исключали путаницу в определении дистанции до цели и корректировке огня, свойственной разнокалиберной артиллерии ЭБР начала века.
- паротурбинная силовая установка. Применение турбин позволило увеличить ход на несколько узлов, сделав дредноут самым быстроходным из крупных артиллерийских кораблей того времени (22 уз. ~ 40 км/ч). Но что гораздо важнее - турбины позволяли не снижать ход течении многих суток, в отличие от паровых машин броненосцев, которые требовали "передышки" уже после 8 часов работы в максимальном режиме.
Всего через три года после появления "Дредноута" такой же корабль появился у немцев - "Нассау". Еще больше и мощнее - с 12 пушками главного калибра! На подходе была эра "сверхдредноутов". Но начало этой изнурительной гонки морских вооружений осталось навсегда связано с тем легендарным Кораблем Его Величества, что совершил революцию в области ВМФ. Остается добавить, что великолепные пушки "Дредноута" никогда не стреляли по противнику. Единственным боевым трофеем стала немецкая подлодка U-29, по воле случая протараненная линкором.
_______________________________________________
Один из самых мощных, быстрых и живучих кораблей своего времени
Линкор «Бисмарк»
Не просто гордость флотилии Третьего рейха, он считался самым крупным линейным кораблем в мире. И хотя военный поход у него был первый и последний, он вошел в историю Второй мировой войны одним из ее самых драматичных эпизодов охоте за «Бисмарком». 18 мая 1941 года линкор в сопровождении крейсера «Принц Ойген» должен был выполнить боевую задачу по уничтожению морских конвоев союзников. Но британская армия засекла оба судна и отправилась на перехват.
Две стороны столкнулись в Датском проливе ранним утром 24 мая. В результате боя английский крейсер «Худ» затонул, а поврежденный «Бисмарк» попытался дойти до французского порта Брест. Однако британцы устроили за линкором настоящую охоту, отправив на перехват более 200 кораблей и подлодок. И хотя долгое время им не удавалось зацепить «Бисмарк», одна торпеда все же повредила руль. Английская эскадра выпустила более 2500 снарядов и торпед по германскому гиганту.
Но трофей им заполучить не удалось, судно было затоплено командой, спаслось всего 150 человек.
Брат-близнец “Бисмарка” “Тирпиц” еще долго после этого наводил ужас на конвои союзников.
_______________________________________________
Один из самых больших деревянных кораблей, но одноразовый
Барк «Барон Ренфрю»
Как это ни странно, но одноразовым корабль сделан специально.
Дело в том, что торговля древесиной требеовала уплаты налогов, а ведь сам корабль тоже из дерева сделан, значит его можно построить там, где дерева много, разобрать на материал там, где дерева мало и не платить пошлину на торговлю древесиной. Корабль построил ушлый канадский предприниматель Чарльз Вуд, чтобы без пошлины переправить судовую древесину для продажи из Нового Света в Европу в 1825 году. Махина получилась длиной почти сто метров, шириной 18 и высотой в 10 метров.
Поскольку корабль строился максимально дешевым, то его управляемость и ходовые качества оставляли желать лучшего, несмотря на это, дополнительно загрузившись древесиной корабль отправился из Квебека в Европу. За время плавания возникли новые проблемы: необработанная древесина корабля отсырела, вес, течи и осадка увеличились, вследствие чего при проходе Ла-Манша корабль сел на мель.
Дальнейшая судьба корабля раздваивается. Кто то говорит, что его разрушила буря, а обломки выбросило на французский берег. Но некоторые утверждают, что афера удалась и древесина была благополучно продана.
_______________________________________________
Самый знаменитый парусный корабль в истории флота
Каракка «Виктория»
Пожалуй, каракка «Виктория» — самый знаменитый парусный корабль в истории мирового флота. Ведь именно он впервые прошел вокруг света. Случилось это в рамках экспедиции Фернана Магеллана. Правда, сам Магеллан погиб во время путешествия. Обратно в Испанию каракку привел ее новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Вообще из 5 судов, отправившихся в эту кругосветную экспедицию, обойти земной шар и вернуться домой удалось лишь «Виктории». На борту карраки к концу путешествия оставалось 18 человек из 265 отправившихся с Магелланом.
Как и «Санта-Мария», трехмачтовая каракка «Виктория» была небольшого размера. Однако ее серьезно оснастили оружием — десяток пушек на борту должен был защитить корабль от пиратов или не гостеприимных аборигенов. До наших дней также не дошло ни одно оригинальное изображение легендарной «Виктории». Кстати, корабль после кругосветки отремонтировали и он еще почти 50 лет служил флоту верой и правдой.
_______________________________________________
Самый величественный и мощный корабль среди всех прибалтийских стран, но ненадолго.
Галеон «Ваза»
Король Швеции Густав II Адольф в 1626 году решил реализовать свою давнюю мечту – построить самый величественный и мощный корабль среди всех прибалтийских стран. Будущий «монстр» войны создавался силами более 400 человек около двух лет. Руководил процессом голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон. В 1628 году галеон «Ваза», который, к тому же был украшен резными скульптурами, отправился в свое первое плавание.
Однако оно же стало и последним. Стоило ему выйти в открытое море, ветер сразу же создал сильный крен судна на бок. Поначалу с проблемой удалось справиться, однако стихия оказалась сильнее. Корабль вновь начал заваливаться на борт и тонуть. Не спасло его даже нахождение недалеко от берега – в этой трагедии было потеряно от 50 до 200 человек. Дело в том, что члены экипажа взяли с собой на борт своих жен и детей, так как предполагалось большое торжество.
Шведский Государственный Совет в ходе расследования столкнулся с трудностями, главный конструктор корабля умер за год до катастрофы, а остальные строители поклялись, что все делали по чертежам, утвержденным ранее королем. Естественно, Густаву II обвинений никто не предъявил. Причиной катастрофы признаны конструктивные недоработки.
В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.
_______________________________________________
Корабли, открывшие Антарктиду
Шлюпы “Восток” и “Мирный”
Последний континент на планете — Антарктиду открыли наши соотечественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев во время экспедиции к Южному полюсу в 1819-1822 годах. Отправились они в это плавание на двух шлюпах «Восток» и «Мирный». Все плавание длилось 751 день. Оба корабля построили на верфях вблизи Санкт-Петербурга. Навигационное оборудование закупал сам Беллинсгаузен в Лондоне уже после начала экспедиции.
«Мирный» строили российские инженеры под строгим руководством Лазарева, а для создания «Востока» пригласили британцев. В результате шлюпы получились абсолютно разными и по прочности, и по скорости. «Мирный» отлично показал себя во время плавания во льдах Антарктики, а вот «Восток» приходилось постоянно ремонтировать по ходу плавания. В итоге в 1828 году «Восток» вообще исключили из реестра флота и разобрали.
В следующем выпуске Выдающиеся состояния вещества!
PS Я уже объяснял, но токсики тупые задолбали, потому еще раз, НЕ НАДО ПОДПИСЫВАТЬСЯ на телеграмм. Канал без рекламы и просмотры/подписки не нужны, вас туда никто не зовет. Весь материал будет здесь, но чуть позже. Зайти можете, если вам очень интересна следующая тема, а джать, пока ленивый автор оформит следующий пост неохота.
Выдающиеся вертолеты
Самый массовый
Ми-8
Многоцелевой вертолет
Первый полет – 1961 год
Построено – более 17000 единиц
Грузоподъемность: 3 тонны или 24 человека
Созданный 50 лет назад вертолет оказался настолько удачным, что на него до сих пор поступают заказы со всего мира. Имеет три десятка гражданских и военных модификаций. Применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного пункта, миноукладчика, танкера и санитарного вертолета. Гражданские версии обслуживают пассажирские авиалинии, применяются в сельском хозяйстве и при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.
Простота и надежность позволили ему эксплуатируется в любых услових - от раскаленной Сахары до Крайнего Севера. Он так же прошел много военных конфликтов, включая Афганистан, Чечню и Ближний Восток.
Тот самый Летающий Вагон
Boeing CH-47 “Chinook”
Тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы
Первый полет – 1961 год
Построено 1179 единиц
Грузоподъемность: 12 тонн груза или до 55 человек
Важным свойством современной армии является ее мобильность. Если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортная авиация, то непосредственно на поле боя это задача вертолетов.
Особенно остро эта проблема встала перед американской армией во Вьетнаме — гористая местность, резкие изменения погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник – все это потребовало специального воздушного средства. Здесь и пригодился тяжелый транспортный вертолет «Чинук», построенный по непривычной продольной схеме с двумя несущими винтами.
“Летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов. Хотя известны более экзотические варианты применения: в качестве бомбардировщиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских «тягачей».
Самый крупный серийный транспортный вертолет
Ми-26 (Летающая корова)
Тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1977 год
Построено 310 единиц
Грузоподъемность – 20 тонн груза или 80 десантников
Винтокрылый тяжеловес стал самым крупным в мире вертолетом. Уникальные возможности потребовали специальных технических решений. Восьмилопастной несущий винт, многопоточная силовая передача, три видеокамеры для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске - вот лишь некоторые особенности этой машины.
Серьезным испытанием для Ми-26 стала работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перегруженные свинцовой радиационной защитой, Ми-26 занимались сложными монтажными операциями на территории ЧАЭС. Чтобы не поднимать тучи радиоактивной пыли приходилось работать с удлиненной внешней подвеской, что потребовало от экипажей недюжинного мужества и мастерства. Все Ми-26, принимавшие участие в этой операции, были захоронены в Зоне Отчуждения.
Первый в мире, специально спроектированный ударный вертолет
Bell AH-1 “Cobra”
Ударный вертолет
Первый полет - 1965 год
Построено 1116 единиц «Сobra» и 1271 единиц модификации «Super Cobra»
AH-1 стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. Кокпиты пилотов и боковые проекции защищены композитной броней NORAC. «Кобра» получила мощный прицельный комплекс, позволяющий работать по целям в любых метеоусловиях.
Легкий компактный вертолет имеет отличные характеристики для базирования на универсальных десантных кораблях и авианосцах.
Именно с эффективности “Кобры” в боевых операциях и пошло перепрофилирование вертолетов в “охотников за танками”.
Вертолет, который не может взлететь с места
Ми-24 (Крокодил)
Транспортно-боевой вертолет
Первый полет – 1969 год
Построено более 2000 единиц
Ми-24 внешне похож на вертолет, применяется, как вертолет, но с технической точки зрения – это гибрид самолета и вертолета. Действительно, Ми-24 не может зависать на одном месте или взлетать с «пятачка» - ему требуется взлетно-посадочная полоса (при нормальной нагрузке длина разбега 100…150 метров). Все дело в непропорционально больших пилонах (на самом деле это приличных размеров крылья). Как минимум, четверть подъемной силы он создает с помощью них, причем, на больших скоростях, значение может достигать 40%.
Ми-24 создавался согласно концепции «летающей БМП», что потребовало от конструкторов нестандартных технических решений – тяжелое бронирование, десантный отсек и мощный комплекс вооружения не помещались в стандартой вертолетной конструкции. К тому же подобные "крылья делают тяжеленный «Крокодил» - одним из самых быстрых боевых вертолетов в мире (320 км/ч).
Один из самых снимаемых вертолетов в Голливуде
Bell UH-1 (Хьюи)
Многоцелевой военный вертолет
Первый полет – 1956 год
Построено – более 16 000 единиц
Грузоподъемность: 1,5 тонны или 12-14 солдат.
Этот рядовой «воздушной кавалерии», вместе с напалмом, стал символом Вьетнамской войны. Ветераны вспоминают, что «Хьюи» стали для них родным домом – вертолеты доставляли их на позицию, подвозили им снаряжение, снабжали их провизией и боеприпасами, прикрывали с воздуха, а в случае ранения эвакуировали с поля боя. Несмотря на огромные потери (3000 машин не вернулись на базу), боевое применение «Хьюи» признается успешным. Согласно цифрам сухой статистики, за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов боевых вылетов, т.е. одна безвозвратная потеря приходилась на 18000 боевых вылетов – совершенно уникальный результат!
До появления специализированных «Кобр», «Хьюи» приходилось выполнять ударные операции – пара 12,7 мм пулеметов и 48 неуправляемых ракет на подвеске превращали UH-1 в адскую машину.
Вертолет, разработанный в России для Китая из американских комплектующих.
CAIC WZ-10
Ударный боевой вертолет
Первый полет – 2003 год
Построено – более 200 единиц
Веpтoлёт облaдает большой боевой мощью, что с использованием самыx современных технологий, делает его прародителем китайской серии из самых лyчших вертолетов. В создании этой модели принимало участие несколько ведущих стран мира. Основная схема WZ-10 была разработана на основе проекта, выполненного Российским ОКБ им. Камова (Китай в тайне сделал заказ на разработку проекта современного вертолёта в 1995 году). Кроме того, двигатели для этих боевых машин производились в США. Именно с двигателями для этой машины в начале 2000-ых был связан большой скандал. Компания United Technologies (США) поставляла двигатели мощностью 1530 л.с. в Китай без уведомления властей США, за что позже была крупно оштрафована. Американской фирме даже не помогли документы, утверждавшие, что Китай должен использовать эти двигатели только для гражданских вертолетов.
Первый вертолет с системой спасения летчика
КА-50 (“Черная акула”)
Ударный боевой вертолет
Первый полет – 1982 год
Построено – 16 единиц КА-50 и более 180 единиц модификации КА-52
Этот вертолет не успел стать легендарным, но успел засветиться в рекордсменах. Соосная схема винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуры высшего пилотажа, включая «Мертвую петлю» и уникальную «Воронку»: сохраняя наведение на цель, на 180 км/час вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов, уворачиваясь от вражеских ПВО.
Дальнейшее развитие вертолет получил в модификации КА-52. Российский разведывательно-ударный вертолет «Аллигатор» на сегодняшний день произведен в количестве 180 штук. Свой первый полет Ка-52 совершил в 1997 году, а в эксплуатацию был введен уже в 2011. На сегодняшний день является самой совершенной и наиболее перспективной отечественной машиной, с максимальной скоростью 350 км/ч.
В следующем выпуске Выдающиеся исторические корабли!
Мне уже многие указывали на появляющиеся неточности, я нашел выход. Вы можете ЗАРАНЕЕ просмотреть и прокомментировать весь материал. Я его теперь предварительно выкладываю в Телеграм. Одна голова хорошо, а две - лучше, значит и контент для Пикабу повысится качеством.
[UPD] к посту есть вопросы - #comment_270926374
Выдающиеся источники света
Самый первый переносной источник света
Факел
Попыткой «приручить» свет в каменном веке стал первый зажженный от костра факел. Конструкция факела совершенствовалась так же, как сегодня совершенствуется дизайн люстр, превращаясь из горящей головешки в короткую палку с удобной рукояткой и пропитанной смолой или животным жиром паклей на конце.
Для многоразового применения рукоять факела делали из костей, или металла. А вот горючие материалы менялись в зависимости от местности и природы.
Кто то использовал смолистую кору, кто то растительные волокна и солому, пропитанную животным жиром, а кто то делал факелы из ткани, смачивая ее выходящей на поверхность нефтью и подобными углеводородами.
Очень долгое время самый экономный источник света
Масляная лампа
Это был прорыв! Если хорошо сделанный и заряженный факел способен гореть 10 минут, то масляная лампа может давать свет часами, тут уже все зависит от размера емкости с топливом.
В качестве топлива можно опять же использовать и животный жир и различные растительные и минеральные масла. Регулируя фитиль можно менять количество получаемого света, а при желании и дозаправлять лампу, не гася её.
В качестве емкости, поначалу использовались черепа животных или скорлупа крупных орехов, но с развитием обработки глины светильники становились все удобнее и безопаснее.
Самый романтичный источник света
Свечи
Новый этап в истории светильников начался после того, как была изобретена свеча. Она во многом превосходила другие устройства, так как от свечи было меньше копоти, а ее производство было более простым и экономичным.
Сначала для изготовления свечей использовался животный жир (вы спросите, где взять столько жира для свечей? я вам напомню про китобоев), который позже был заменен пчелиным воском, в настоящее время для этих целей используется парафин.
Но факелы, свечи и лампы дают очень слабый свет. Работать при таком свете крайне тяжело и неполезно для глаз, значит надо придумать что то еще.
Фонарь, для которого потребовалось сильно толкнуть науку вперед
Газовые фонари
Газовое освещение активно использовались несколько сотен лет, но для его распространения пришлось сделать несколько важных инженерно-научных открытий.
Например, вы знаете, что это в 90% случаев это был не тот газ, который сейчас у вас в плите горит? Наиболее распространенными видами топлива для газового освещения были древесный газ, угольный газ (их получали методом перегонки угля) и, в ограниченных случаях, водяной газ.
Кстати, документированный случай применения природного газа для освещения жилища впервые зафиксирован в Китае аж в 500 г до н.э. Удивительно, но Китайцы приспособили бамбуковые трубы для передачи газа на расстояние в несколько километров от своих соляных шахт.
Так же, для увеличения тяги, защиты пламени от внешних воздействий и пожаробезопасности газовые источники света стали помещать в специальные стеклянные формы, что помогло развитию следующего изобретения.
Та самая лампа, которой и я пользовался в детстве
Керосиновые лампы
Как это ни странно, но следующий шаг развития масляных светильников случился достаточно поздно. В основном это связывают с развитием процесса перегонки углеводородов, да я специально не пишу “нефть”, потому что первое чистое жидкое топливо было получено из того же угля.
Замена масел на керосин сразу уменьшила образование отложений в лампах и повысила яркость.
Принцип действия лампы примерно такой же, что и у масляной лампы: в ёмкость заливается горючее вещество (керосин), откуда оно дозированно подается в зону горения. Горелка может быть оборудована средствами подачи воздуха и отвода продуктов сгорания, а также защитой пламени. Конструкция снабжается каркасом для переноски и подвески лампы.
Подобные лампы могут применяться до сих пор в местах с непостоянным электроснабжением, на различных кемпингах и удаленных от цивилизации стоянках.
Самый первый электрический источник света
Угольная дуговая лампа
1802 год – русский ученый, физик-экспериментатор Василий Владимирович Петров, самостоятельно обучавшийся электротехнике, открывает явление электрической дуги между двумя угольными стержнями. Помимо светового излучения, он открывает и доказывает практическое применение данного эффекта для сварки и плавки металлов, а также восстановления их из руд. Петров делает еще ряд важных открытий, поэтому он по праву называется отцом отечественной электротехники.
Подобные дуговые лампы совершенствовались и даже какое то время использовались для освещения, но в связи со своей неудобностью и малой эффективностью от них отказались.
Забавно, что первым электрическим источником света являлся именно “фонарик на батарейках”, все из-за отсутствия нормального генератора энергии на тот момент. Практичнее было накапливать электричество в батареях, а затем использовать его для своих экспериментов.
Самый популярный в ХХ веке источник света
Лампа накаливания
Ох, как тяжело и долго шло изобретение этой лампы. Я вам сейчас перечислю фамилии, а вы попытайтесь вспомнить хоть кого то:
У. де ла Рю
У. Р. Грове
Ф. Молейнс
Г. Гебель
А.Н. Лодыгин
П.Н. Яблочков
Т.А. Эдисон
Несмотря на то, что сам Эдисон провел своими руками около 1200 опытов с лампами, его можно скорее назвать талантливым предпринимателем, сумевшим доработать конструкцию ламп. Дело в том, что основные эффекты и типы ламп на тот момент уже были изобретены.
Эдисон скупает все необходимые патенты, объединяет технологии и изобретает патрон для ламп накаливания, который нам знаком и по сей день. Я не умаляю заслуг знаменитого американского изобретателя, просто несправедливо считать, что лампа накаливания – это только его рук дело.
В лампах Эдисона используется тот же принцип, что и в свечах Яблочкова, с той лишь разницей, что вся конструкция помещена в вакуумную колбу, благодаря чему лампа стала работать намного дольше.
Совершенствуем самую популярную лампочку
Галогеновые лампы
Дело в том, что при нагревании вольфрамовой нити, металл потихоньку испаряется с нее и, по законам физики, оседает на колбе, что ведет к ее замутнению и истончению нити накала. Однако, этот процесс предотвратим с помощью химических элементов галогеновой группы (обычно это йод или бром).
В результате мы можем:
1️⃣Повысить температуру нити, что даст рост эффективности лампы и улучшит цветопередачу.
2️⃣Уменьшить колбу, по сравнению с обычной лампой накаливания.
3️⃣Снижаем мерцание лампы, при питании переменным током.
Но помните, галогенные лампы очень чувствительны к жировым загрязнениям, поэтому их нельзя касаться даже чисто вымытыми руками. Из-за высокой рабочей температуры колбы изготавливаются из кварцевого стекла, жир на поверхности стекла испаряется, забирая температуру, что вызывает внутренние напряжения оболочки лампы и может привести к ее "взрыву".
Многие думали, что за ними будущее, но…
Люминесцентная лампа
Светлое будущее им пророчили из-за световой отдачи, которая в несколько раз больше, чем у ламп накаливания аналогичной мощности, (кстати, очень рекламируемые в свое время плазменные дисплеи тоже являются разновидностью люминесцентной лампы).
Принцип ее работы был описан еще в самом начале ХХ века. Это газоразрядный источник света, в котором электрический разряд в парах ртути генерирует ультрафиолетовое излучение, которое переизлучается в видимый свет с помощью люминофора — например, смеси галофосфата кальция с другими элементами.
Принципиальный недостаток люминесцентных ламп — использование ртути, что требует соблюдения определённых условий их хранения и утилизации. Именно этот недостаток стал причиной их запрета.
Выбор ХХI века?
Светодиодные лампы
Светодиодные технологии освещения благодаря эффективному расходу электроэнергии и простоте конструкции нашли широкое применение в светильниках, прожекторах, светодиодных лентах, декоративной светотехнике.
Почему? Чаще всего дело в экономии. Световая отдача современных светодиодов достигает 190 лм/Вт. По расчетам, теоретический предел световой отдачи у них будет в районе 300 лм/Вт. То есть своих ближайших конкурентов - натриевые лампы (ДНаТ 150 лм/Вт) они превзойдут в два раза, не только по эффективности, но и по сроку службы.
Забавно, что эти технологии развиваются настолько стремительно, что производители светодиодов не проводят тестирование в реальном времени и указывают прогнозируемый срок службы, используя специальные методики. А ведь это важно: большой срок службы иногда играет решающую роль, так, экономия на обслуживании и замене ламп в уличных светильниках зачастую превышает экономию на электроэнергии.
В следующем выпуске Выдающиеся вертолеты!
Мне уже многие указывали на появляющиеся неточности, я нашел выход. Вы можете ЗАРАНЕЕ просмотреть и прокомментировать весь материал. Я его теперь предварительно выкладываю в Телеграм. Одна голова хорошо, а две - лучше, значит и контент для Пикабу повысится качеством.
Выдающиеся фонтаны
Самый роскошный из старых
Большой каскад Петергофа в Санкт-Петербурге (Россия)
Большой каскад Петергофа является одним из самых крупных и восхитительных сооружений не только Санкт-Петербурга, но и всего мира.
Этот уникальный архитектурный комплекс, состоящий из трех частей, включает в себя 3 водопадные лестницы (длина 42 м) и 2 грота (Верхний и Нижний гроты), 75 фонтанов, 255 бронзовых статуй, маскаронов (лепной орнамент в виде маски или человеческого лица) и множества декоративных деталей.
Несмотря на то, что водным конструкциям и скульптурным произведениям уже 300 лет, по роскоши и великолепию он не имеет равных во всём мире.
Этот каскадный фонтан привлекает туристов со всего мира.
Самая высокая струя воды
Фонтан короля Фахда в Джидде (Саудовская Аравия)
Довольно помпезное название фонтан получил в честь короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдель Азиз Аль Сауда, но чтобы не утомлять туристов, чаще всего его называют фонтан Джидды.
Учитывая, что он посвящен столь высокопоставленной особе, инженеры постарались на славу, их многолетние усилия увенчались рекордом, который до сих пор не побит. Как ни странно это звучит, но фонтан, расположенный в море и открывшийся еще в 1985 г., все так же считается рекордсменом высоты – 312 метров. Учитывая сложность конструкции и месторасположение, не было странным, что его запустить сразу не удалось.
Понадобилось еще 2 года, чтобы струя воды взметнулась в небо до такой заоблачной отметки. Пусть он и не является архитектурным шедевром, но характеристики впечатляют. Сложно даже представить, что фонтан может выбрасывать ввысь 652 л воды в секунду(!), при этом скорость «полета» составляет 375 км/ч.
Один из самых больших фонтанов
Фонтан Дубай в Дубаи (ОАЭ)
Никто не сомневается, что Дубаи не любят уступать кому-то в номинации «самый-самый». Так, например, фонтан Дубай, открывшийся на искусственном озере Бурдж-Халифа (площадь 12 га!), уже признан одним из самых больших и высоких фонтанов среди сооружений подобного типа. Его высота достигает 150 м, а длина – 275 м. Струи воды, поднимаясь на высоту 50-этажного здания, подсвечиваются 6,6 тыс. светодиодов и 25 цветными прожекторами. А множество водяных насосов и распылителей заставляют струям воды «плясать», образуя захватывающие фигуры под различные популярные мелодии.
(В строительство танцующего фонтана было вложено $218 млн.)
Самый приносящий богатство?
Фонтан богатства в Сингапуре (Республика Сингапур)
Фонтан богатства (Fountain of Wealth), находящийся в центре города возле торгового центра Suntec City и неподалеку от Сингапурского колеса обозрения имеет запись в Книге Рекордов Гиннеса за 1998 год как самый большой фонтаном мира. Помимо огромной площади он действительно вызывает восхищение и притягивает толпы местных жителей и туристов в жаркий летний день и по вечерам. Его воды струятся из огромного бронзового кольца, установленного на мощных опорах высотой с 5-этажное здание. Длина окружности этого кольца составляет 66 м, а общий вес вместе с опорами достигает 85 тонн. Вода стекает из верхнего кольца вниз и собирается в центре, у малого фонтана. Фонтан построен по всем правилам фэн-шуя. Местные жители верят, что он притягивает к себе гармонию и благополучие. Четыре раза в день большой фонтан отключается, и люди могут подойти к малому фонтану, чтобы бросить в него монетку и загадать желание.
Самый закрученный фонтан
Фонтан-воронка «Харибда» (Великобритания)
Один из самых необычных фонтанов в мире расположен в городе Сендерленде, на площадке перед отелем Seaham Hall Hotel. Он представляет собой прозрачный акриловый цилиндр высотой 2,3 м и диаметром 2,4 м, наполненный водой.
Насосные системы, спрятанные под землёй, создают в цилиндре воздушно-вихревой поток с искусственным водоворотом и воронкой в центре. Воронка закручивается спиралью и выглядит завораживающе. По ступеням можно подняться повыше, чтобы заглянуть в фонтан сверху.
Самый точный фонтан
Графический фонтан-часы в Осаке (Япония)
Архитекторы использовали современный подход при создании фонтана. Он всем своим видом показывает, что человечество шагнуло в цифровую эпоху. Мельчайшие водяные струйки выпускаются через точно высчитанные промежутки времени. Эти капли воды освещаются с помощью светодиодов. На специальном цифровом дисплее формируется любое изображение, которое затем проецируется на водяную «стену». Композиция постоянно меняется. Это могут быть электронные часы, передвигающиеся светящиеся узоры или надписи.
Самый красивый и запоминающийся фонтан Москвы
Фонтан Дружбы Народов в Москве (Россия)
В 1954 году появилось это чудо. Молдавия, Киргизия, Эстония и другие девушки… 16 скульптурных композиций, которые одеждой и атрибутикой представляли свою родную землю и культуру. Сегодня «Дружба народов» смотрится настоящим символом ушедшей советской эпохи.
При создании скульптур в качестве моделей позировали представительницы национальностей, соответствующих каждой республике. К сожалению, известны имена только нескольких моделей.Узнать бы сейчас их имена и как сложилась их жизнь! Несколько тысяч струй воды, сусальное золото и колосья, колосья, колосья.
Авторам удалось почти буквально воспроизвести первоначальное название фонтана — «Золотой сноп».
Тот самый фонтан, частью которого вы можете побывать
Краун Фонтан в Чикаго (США)
На фонтан «Краун», расположенный в чикагском парке «Миллениум», очень сложно не обратить внимание. Это мелкий бассейн с двумя прямоугольными 15-метровыми башнями, построенными из стекла и гранита.
В нижней части каждой башни есть отверстие, из которого в бассейн льётся вода. На стенах башен установлены гигантские дисплеи, на которые транслируются крупные портреты людей, собравшихся возле фонтана. Портрет располагается на стене так, чтобы струйка воды вытекала изо рта человека. Участники выбираются случайным образом.
Если вы захотите дождаться, пока ваше лицо появится на одной из башен, то, возможно, здесь придётся простоять несколько часов.
В следующем выпуске Выдающиеся источники света!
Мне уже многие указывали на появляющиеся неточности, я нашел выход. Вы можете ЗАРАНЕЕ просмотреть и прокомментировать весь материал. Я его теперь предварительно выкладываю в Телеграм. Одна голова хорошо, а две - лучше, значит и контент для Пикабу повысится качеством.